Наши проекты
Обсуждение войн
Реклама
ОТ РЕВОЛЮЦИИ К ИМПЕРИИ
. После этой речи солдаты, офицеры и унтер-офицеры смешались в единой массе, обнимаясь с представителем народа, тысячу раз повторяя: "Да здравствует союз всех французов! Да здравствует Республика!" Когда были излиты чувства братства, была снова подана команда барабанным боем. Каждый занял место в строю, разобрав оружие. Представитель народа назначил офицеров, которые должны были составить штаб полубригады. Закончив эту операцию, он приказал поставить знамена в соответствующие батальоны. После этого раздался барабанный бой, и представитель народа произнес следующую клятву: "Клянитесь сражаться за Свободу, Равенство и Французскую Республику - единую и неделимую. Клянитесь подчиняться законам и уважать собственность, поддерживать воинскую дисциплину. Клянитесь ненавидеть тиранов и их сообщников!" Войска многократно повторили " Клянемся!" при самых бурных овациях. Затем войска прошли парадом перед своими новыми командирами» . Уже упоминавшиеся Мильо и Субрани рассматривали праздник как важное средство пропаганды. Последний говорил: «Фанатичному и суеверному народу нужны процессии и праздники, ну что ж, мы будем их часто отмечать» . В январе 1794 г. в Перпиньяне силами армии был дан огромный праздник в честь победителей под Тулоном, 8 февраля был организован праздник в честь местного якобинского клуба. Наконец, большим праздником для военных и для гражданского населения стал Праздник разума, который торжественно отмечали во всей Франции. В армии Восточных Пиренеев его праздновали с помпой: «7 марта отряды гарнизона и различных частей армии... собрались на площади и двинулись, во главе с национальной жандармерией и эскадроном гусар, к резиденции Дюгоммье (командующего армией), в то время как музыка играла повсюду "Марсельезу" и "Саira". В таком сопровождении Дюгоммье и его штаб присоединились к представителям народа и представителям местных властей. Кортеж направился к храму Разума. В голове его шли двести девушек и женщин, одетые в белые платья, перехваченные на талии трехцветным поясом; шли дети, которые держались за руки своих матерей; старики. Многие ораторы поднялись на кафедру храма. Среди них -Мильо, Дюгоммье... который говорил с пылом юности и захватил собравшихся... Церемония закончилась ужином для народа и танцами. Столы были выставлены перед каждым домом. Хорошо угостившись, республиканцы и республиканки исполнили огромную фарандолу, которую вели генералы Ла Бар и Мика...» Отметим, что во всех этих церемониях и празднествах подчеркивалась неразрывная связь республиканской армии с гражданским обществом. По сути дела, не было чисто гражданских или чисто военных праздников. Все гражданские торжества обязательно сопровождались отрядами войск, оркестрами и т. д., и наоборот, военные церемонии организовывались подобно гражданским, их целью было привлечь население, местные патриотические клубы и т. п. Одним из средств идеологического воздействия якобинцев на армию стал также культ «мучеников свободы», т. е. солдат и офицеров, павших на поле боя. Этот культ, спонтанно родившийся в войсках, был поддержан якобинцами, ибо перекликался с идеей культа Высшего Существа. Правительство распорядилось выпустить сборник, где описывались героические деяния республиканцев. Наконец, немаловажным средством идеологической пропаганды в войсках была республиканская символика. Нужно сказать, что в разработке рисунков знамен, мундиров войск, костюмов магистратов, декоративных композиций на экипировке участвовали виднейшие художники своего времени, в частности знаменитый Жак-Луи Давид. Праздничность, красочность и прекрасный художественный вкус, с которым были выполнены эти атрибуты, также должны были оказывать соответствующее воздействие на войска. В этих эмблемах и атрибутах отразилась, как в зеркале, не только политическая борьба, но и воззрения якобинцев на организацию войск. Так, например, батальоны волонтеров имели каждый свои собственные знамена, сильно отличающиеся по рисунку и символике; нередко можно было видеть на них девизы и символы, связанные с местностью, в которой формировались батальоны, позже на них появились также и надписи, связанные с участием батальона в боях и походах. Для якобинцев это было недопустимым партикуляризмом, подчеркиванием отличия от других, проявлением «esprit du corps» (духа части), так усиленно изгоняемого радикальными Республиканцами из армии. Поэтому в 1794 г. для всех полубригад были установлены знамена одинакового образца; единственное, чем отличались полубригады, был номер и расположение национальных цветов, которое могло быть самым неожиданным. По поручению Конвента это расположение было разработано в марте 1794 г. художником Шальо де Прюс. Что же касается надписей на знаменах и центрального мотива, они были одинаковы для всех полубригад. Надписи были по-республикански лаконичны и строги: на одной стороне - «Дисциплина и подчинение воинским законам», на другой - «Французская Республика». Наконец, знамена вторых батальонов всех полубригад были почти полностью одинаковы, различаясь только номерами. Эти знамена были символом единства, подчеркивающим спаянность и гомогенность армии. Меняется и вся система символики в обмундировании, амуниции и эмблемах на официальных бумагах. На смену белому мундиру королевской пехоты приходит сине-бело-красный республиканский мундир и трехцветная кокарда |
||
[<<--Пред.] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [След.-->>] | ||
Другие статьи на эту тему:
|
||
"Битва народов" на Каталаунских полях. (451 год) Во время войны Римской империи с гуннами, Атилла, воевода гуннов, подвел отряды к г.Труа. К западу от него, на полях города Каталауна, у римлян и гуннов произошло сражение. Проходило оно следующим образом. Для поля битвы Атилла выбрал равнину для легкого маневрирования конницы. Во второй половине дня он вывел свои отряды на поле. Атилла и гунны располагались в центре, с левого фланга - готы под командованием вождя Валамира, а по правому флангу - гепиды с королем Ардариком. Самые сильные воины были сосредоточены посередине для нанесения центрового удара. читать статью Куликовская битва В1380 г.во время сражения с монголами на р.Вожа московские воины победили. Мамай, золотоордынский правитель, стал готовить на Русь поход. Литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег поддержали его. Войско, сформированное Мамаем, составляло отряды половцев, кавказских евреев, касогов, аланов, армян и других племен. Оно перешло Волгу и устроилось в устье реки Воронеж. Мамай планировал соединить золотоордынскую и литовскую армии и совместно напасть на Русь. Князь Дмитрий Московский известил всех князей об угрозе и стал готовиться к битве. Все призванные на войну со стороны русских съезжались в Москву. читать статью |