←  До Рюрика

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Малуша-Малъфридь. Мать Владимира. Кто она?...

Фотография воевода воевода 19.05 2016

Кия потомки где? Которые прав больше имеют на стол Киевский. Об этом спрашивал, а не о племени Рюриковом.

А кем (по  происхождению ) интересно была мать Владимира Святого? (И соответственно  его вуй Добрыня?)

Есть версия, что Малуша - дочка древлянского Мала. Но на самом деле ни чем кроме созвучия имен это не подтверждается. 

Но поскольку была ключницей Ольги - то явно не "от рода варяжска". 

Т.е. могла быть и полянкой, след-но сам Владимир наполовину полянин, и его  влиятельный дядя - 100%-ный полянин.

 

Если это так, то этот факт должен был способствовать проникновению в элиту и других полян. 

А это в свою очередь к попыткам сочинить себе славную родословную. Дескать, хоть мы-поляне в 10в (в т.ч. и мать нашего вел. кн.) и были прислугой у русов, но это только последние 2-3 поколения, а до этого мы-поляне были великое и славное племя, имели "княжение свое", это мы-поляне основали Киев, и наш предок Кий в Царьград ходил и великую честь там принял.

Ответить

Фотография Марк Марк 19.05 2016

Есть версия, что Малуша - дочка древлянского Мала. Но на самом деле ни чем кроме созвучия имен это не подтверждается. 

 

В топку! На Переформате подобные версии рассматривайте, в компании с мадам Поповой и иже... 

Ответить

Фотография Нифонт Нифонт 20.05 2016

А кем (по  происхождению ) интересно была мать Владимира Святого? (И соответственно  его вуй Добрыня?) Есть версия, что Малуша - дочка древлянского Мала. 

 

Есть и другая версия!

 

001.jpg

 

Версия эта нынче популяризируется Б. Альтшулером и И. Ольшаницким, авторство её, очевидно, принадлежит антисемиту В. Емельянову (1978), а известной в среде сионистов она стала благодаря С. Дудакову (1989):   

 

Емельянов, 2002 (1978): На Руси коренная ломка идеологии имела место всего дважды: в 988 году и в 1917 году, как и положено, оба раза насильственно. Однако в отличие от 1917 года, в 988 году и его окрестностях смены формации не наблюдалось. Тем не менее, в так называемом надстроечном плане - в области идеологии, этот год имеет такое же всемирно-историческое значение, как и 1917 год. […]

 

Исполнителем этого чудовищного злодеяния над национальным идеологическим достоянием нашего народа стал князь Владимир, сын князя Святослава от ключницы его матери кн. Ольги - некой Малуши (имя ласкательное от еврейского имени Малка). Отцом означенной Малуши был “равв” - раввин из города Любеча, также носивший еврейское имя Малк1, что совершенно неудивительно, если учесть, что один из древнейших русских городов Любеч до 882 года находился в вассальной зависимости от иудейского Хазарского каганата, платил ему дань и кишмя кишел иудейскими купцами, раввинами и прочими оккупантами-эксплуататорами из “богоизбранных”. В 882 году князь Олег освободил Любеч от оккупантов, но их остатки сумели втереться в доверие и при дворе. Несторовская цензура дохристианских летописей привела к переосмыслению слова “равв” или “рабб”; удвоение согласной пропало, и слово стало возводиться к глаголу “робити”; потомок раввина Малка, который даже в “Повести временных лет” остался фигурировать как “робичич”, т.е. “раввинич” стал во всех историях России упорно переводиться как “сын рабыни”. […]

 

1 На иврите “малк” или “мелех” - царь; “малка” - царица. “Путеводитель по еврейской генеалогии” приводит фамилию Малка и производные от неё - Малкин, Малкинд, Малки, как широко распространенное еврейское имя и фамилию вплоть до фамилий марокканских евреев. […]

 

Небезынтересно остановиться несколько подробнее и на фигуре родного брата Малуши – Добрыни1. На первый взгляд, его имя - чисто русское. Однако при ближайшем рассмотрении его имя чисто еврейское Дабран - “хороший оратор”, “краснобай”, “говорун”. Ввиду очень близкого созвучия с русским именем Добрыня, сына раввина Малка Дабрана кликали Добрыней. Кстати, oт того же еврейского корня “говорить”, “замышлять”, “сговариваться” происходят также еврейские фамилии, как Деборан, имя - Дебора (пчела, т.к. она, жужжа, вроде бы замышляет ужалить) и т.д. […]

 

Источник: Емельянов В.Н. Десионизация. - М., 2002. – С. 9-10.

 

Дудаков, 1989: Характерно, чтo в кругах современных русских нацистов (типа ставшей одиозной личностью В.Н. Емельянова) […] утверждается, что креститель Руси святой Владимир был сыном еврейки. Вот для этого утверждения, действительно, есть основания.

 

Происхождение князя Владимира уже становилось предметом научного анализа, в частности, известными русскими историками Д.И. Прозоровским18 и И.И. Срезневским19. В «Повести временных лет» по Второму Лаврентьевскому списку под 6478 (то есть 970) годом мы читаем: «В то время пришли новгородцы, прося себе князя. И сказал Святослав: “А кто бы пошел к вам?” … И сказал Добрыня: “Просите Владимира”. Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестрой Добрыни. Отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: “Дай нам Владимира”. Он же ответил им: “Вот он вам”. И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород…”20. Из этого сообщения ясно, что отцом Малуши и Добрыни был некий Малк из города Любеча — одного из древнейших русских городов, находящегося в 202 верстах (215,5 км) от Киева и в 50 верстах (около 53 км) от Чернигова и вначале платившего дань хазарам, а в 882 году захваченного князем Олегом*21. Поскольку «Малк» — имя еврейское**, а дело происходило в дохристианской Руси, то этого Малка следует считать либо евреем, либо хазарином-иудаистом. Попытки Д.И. Прозоровского свести имя «Малк» к имени древлянского князя Малa несостоятельны, ибо в другом месте летописи Рогнеда отказывается выйти замуж за Владимира, поскольку он — «робичич», то есть сын рабыни***.

 

В.Н. Емельянов, дабы окончательно убедить читателя, что Малк — еврей, выдвигает гипотезу, согласно которой Нестор–летописец в угоду цензуре (если позволительно применить этот термин к эпохе Киевской Руси) заменил слово «равв» или «рабб» (равин) на «робичич» (раб)25. Спору нeт, летописи, хотя и создавались на века, но писались с оглядкой на современных летописцу сановных читателей, а зачастую и просто по их указаниям (воистину «ничто не ново под луной»), но к лингвистике это никакого отношения не имеет, а неискушенный в тонкостях современник Емельянова, к которому он адресуется, глядишь да и станет ассоциировать  Малка с любавическим ребе! Вместе с тем Емельянов вполне резонно указывает, что «Малуша» — уменьшительное имя от «Малки». Что же касается поиска еврейского корня в имени «Добрыня», то попытка Емельянова произвести его от еврейского корня «dbrn» («оратор; краснобай») представляется спорной, хотя в контексте мышления этого автора она вполне естественна («оратор» — «краснобай» — попросту «брехун»). На наш взгляд, имя «Добрыня» следует считать калькой еврейского имени «Товий» («хороший, добрый»).

 

Возвращаясь к статье Д.И.Прозоровского, следует отметить беспочвенность его утверждений, будто бы княгиня Ольга оставилa князя Мала в живых. Ни в одном из летописных списков Мaлк не назван «Малом». Сравнив древнеславянское написание этих имен — «МАЛЪ» и «МАЛЬКЪ» — становится очевидной невозможность объяснения разницы в написании в две буквы ошибкой летописца. Из контекста летописи недвусмысленно явствует, что князь Мал был убит мстившей за мужа Ольгой.

 

Должность, которую занимала Малуша пpи княгине Ольге, — ключница (а по одному из летописных списков — милостивица), — вне всякого сомнения, требовала грамотности, а в те времена грамотная славянская женщина встречалась лишь изредка, да и то среди представительниц самых высоких сословий (что навряд ли могло соответствовать тем обязанностям, которые исполняла при великокняжеском дворе Малуша), но среди евреев даже в ту пору умение читать и считать не было диковинкой. По Далю «ключник и -ница ж., кто ходит в ключах, служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом, а иногда и питьями»26. И.И. Срезневский полагает, что упоминание Малуши в одном из списков как «милостивицы» свидетельствует, быть может, о том, что она ведала распределением милостыни от имени княгини. Но, анализируя понятие «милостивица» и прибегая для этого к аналогиям в языках как родственных древнерусскому (польскoм, чешском), так и в более отдаленных (греческий), ученый забыл или не захотел обратиться к древнееврейскому языку, где такой аналог обнаруживается без труда («nadiva» — «щедрая; великодушная; благородная»). Как бы то ни было, круг обязанностей Малуши при дворе великой княгини требовал в первую очередь грамотности, что указывало на полученное в детстве образование, а также доверия Ольги, на что вряд ли могла рассчитывать дочь убитого княгиней ее злейшего врага. […]

 

Нельзя не отметить важнейшую роль в утверждении Владимира на киевском великокняжеском троне, равно как и в пpинятии Русью христианства, его дяди Добрыни Малковича, которого былинно-фольклорная традиция увековечила под прославленным именем Добрыни Никитича.

 

То, что мать великого князя Владимира была еврейкой или хазарянкой, не представляется чем-то из ряда вон выходящим. […]

 

Итак, потомков великого князя Владимира с большой, пожалуй, исторической достоверностью можно именовать не «Рюриковичами», а «Малковичами».

 

Источник: Дудаков С.Ю. Пётр Шафиров. – Иерусалим, 1989. – С. 14-21. 

Ответить

Фотография Марк Марк 20.05 2016

Вона как... :think: И тут без пейсов и кипы не обошлось, однако. Пути Господни поистине неисповедимы! Так вот почему предупреждали кияне Владимира, что коли не придет в Киев - евреев пограбят. О сродственниках оного, стало быть, заботились когда на стол приглашали:

погром-sel.png

 

Ответить

Фотография Нифонт Нифонт 20.05 2016

Вона как... :think: И тут без пейсов и кипы не обошлось, однако. Пути Господни поистине неисповедимы! 

 

Ага! «Без Льва Давидовича не обошлось!»

Ответить

Фотография воевода воевода 20.05 2016

В топку! На Переформате подобные версии рассматривайте, в компании с мадам Поповой и иже... 

Да эту версию (Малуша - дочь древлянского Мала) не пропагандирую. Я же сразу отметил, что "не подтверждается".

Но кто она? Кто ее отец -  этот Малк Любечанин? 

Вы можете какую-то более доказательную версию предоставить?

Но если она была служанкой Ольги, а ее сын - "робичичем" , то что же ей мешает иметь местное славянское происхождение?

Ответить

Фотография Марк Марк 20.05 2016

Но кто она? Кто ее отец -  этот Малк Любечанин? Вы можете какую-то более доказательную версию предоставить?

 

Наверное, только вряд ли она придется по душе компании многочисленных последователей Поповой, Задорнова и пр. "балто-славов". Малуша - это славянизированная форма весьма распространенного в Рюриковом доме скандинавского женского имени Мал(ь)фред.(производное от муж. им. Malmfríðr). О популярности этого имени на Руси и его распространении в княжеской среде см. Литвина, Успенский "Выбор имени у русских князей в X-XVI вв".

Это же относится и к имени ее отца, усеченная славянизированная форма которого (от  mál - дело; речь; совещание) представлена в летописи в виде Малък Любечанин. В Ипатском списке, кстати, его дочь не "ключница", а "милостивица". Гордой, высокородной  Рогнеде разумеется не по душе пришлось сватовство какого-то бастарда, она на большее претендовала - отсюда и презрительное "робичичь". Отказывала она не полукровке (полуславянину/полускандинаву), а незаконнорожденному, не равному по сану себе (княжне из рода Скьёльдунгов).

Ответить

Фотография воевода воевода 22.05 2016

Наверное, только вряд ли она придется по душе компании многочисленных последователей Поповой, Задорнова и пр. "балто-славов"

Зачем Вы сюда тащите эти фамилии? О чем душевном спокойствии Вы так беспокоитесь? Вы меня что ли зачислили в их "компанию"?

 

Малуша - это славянизированная форма весьма распространенного в Рюриковом доме скандинавского женского имени Мал(ь)фред.(производное от муж. им. Malmfríðr). О популярности этого имени на Руси и его распространении в княжеской среде см. Литвина, Успенский "Выбор имени у русских князей в X-XVI вв".

 

А именно:

Относительно этой Малфредь строилось немало догадок. Некоторые исследователи видели в ней одну из жен Владимира Святого, другие отождествляли ее с матерью Владимира - Малушей. С точки зрения принципов  имянаречения, несколько вероятнее, что первая Малфредь была матерью Владимира Святославича.
 
 

 

только и всего.

Такое же вождение вилами по воде.

 

 

В Ипатском списке, кстати, его дочь не "ключница", а "милостивица"

Одно другому не противоречит. Одно - должность, другое - характер личных взаимоотношений. Понятно, что ключи от сундуков и кладовых кому попало госпожа не доверит. 


Сообщение отредактировал воевода: 22.05.2016 - 00:35 AM
Ответить

Фотография Марк Марк 22.05 2016

Одно - должность, другое - характер личных взаимоотношений.

 

Скорее всего милостыню раздавала. Ольга же христианка была.

 

Вы меня что ли зачислили в их "компанию"?

 

Да вроде нет пока. Мало их тут у нас бывало что ли? Одно время - толпами сюда бегали. Особенно после публикаций и фильмов паяца известного. 

Ответить

Фотография Марк Марк 22.05 2016

Как-то так.

 

Ну это домыслы.

 

только и всего

 

Так уж и только? Уже одно то, что ее имя значится в летописном списке наводит на размышление (а с чего вдруг?), да еще и помянута не после, а пред высокородной Рогнедой. Не слишком ли много чести для ключницы?

Лаврентьевская-sel.png

Ответить

Фотография Марк Марк 22.05 2016

А именно:

 

Вообще-то у них это "именно" не в четыре строчки уложилось, а на трех страницах расписано (с 247 по 249). 

Ответить

Фотография воевода воевода 23.05 2016

Вообще-то у них это "именно" не в четыре строчки уложилось, а на трех страницах расписано (с 247 по 249).

Еще бы.

Там например сказано, что 

 

Как уже говорилось выше, скорее всего ее имя этимологически не было собственно скандинавским.

В самой Скандинавии первой известной нам обладательницей этого имени как  раз и была королева Маль(м)фрид, дочь Мстислава.

Упоминания о других Мальфрид  относят-ся лишь к существенно более позднему времени, к XIII-XIVвв. На Руси же это имя фиксируется куда  раньше. 

 

Вероятнее всего, по происхождению это имя было немецким и первоначально имело форму Amalfrida. Отпадение начального гласного, по-видимому, явление вполне закономерное —уже на собственно немецкой почве мы встреча-ем это имя в форме Malfrida или его мужской вариант  Malfred. Можно добавить, что имена с основой Amalу германцев нередко выступали в качестве династических: таковыми они были, в частности, у восточных готов. В случае с Маль(м)фрид Мстиславной мы имеем дело с весьма любопытным примером непрямого проникновения германского имени на скандинавскую почву —несколько парадоксальным образом оно приходит в Скандинавию через Русь. При этом первая обладательница имени Малфредь на Руси не обязательно должна была быть немкой. Она могла происходить из любой «контактной зоны», где было сильно влияние немецкого именослова.

 

Авторы правда обходят стороной впрос о том, что (если Малуша = Мальфрида) отцом этой "Мальфреди" был некто Малк Любечанин, что означает не только и не столько выходца из Любеча на Днепре, сколько из Любицы - предшедственника современного Любека, который был резиденцией ободритских князей, и который как раз самая подходящая из "контактных зон" немецкого именослова. (А уж от Любека и до Руяна и до Дорестада рукой подать, и Голштейн-готторпские откуда-то оттуда призвались . ) + брат Мальфриды-Малуши (он же сын Любечанина) носит чисто балто-славянское имя Добрыня.  Имхо, Задорнов и Попова имеют полное право сослаться: "как доказал Ф.Успенский ..."  :) )


Сообщение отредактировал воевода: 23.05.2016 - 13:13 PM
Ответить

Фотография воевода воевода 23.05 2016

Скорее всего милостыню раздавала. Ольга же христианка была.

Странно бы было в примитивной структуре княжеского двора в 10в иметь специально обученного человека "раздатчика милостыни от щедрот ее княжеского величества".

Но в любом случае одно другому не мешает. Если уж ведает сундуками и амбарами, то может и кому-то что-то раздавать по распоряжению госпожи.

 

 

Уже одно то, что ее имя значится в летописном списке наводит на размышление (а с чего вдруг?), да еще и помянута не после, а пред высокородной Рогнедой. Не слишком ли много чести для ключницы?

Для ключницы может и много чести, а для валиде-султан матери Великого князя - в самый раз.

Ответить

Фотография Нифонт Нифонт 23.05 2016

Если папенька – Малък/Малко, а дочка – Малуша, то последнее не что иное, как уменьшительно-ласкательная форма женского варианта того же мужского имени. По-моему, только так. А уж где был тот Любечь, из коего происходил сей Малък, совершенно не важно, ибо они были везде!

Ответить

Фотография воевода воевода 23.05 2016

Если папенька – Малък/Малко, а дочка – Малуша, то последнее не что иное, как уменьшительно-ласкательная форма женского варианта того же мужского имени.

Вопрос-то про них зашел с того, какое этнич. происх. имела мать Владимира Святославича.

Марк, ссылаясь на Ф.Успенского, повел к тому, что Малуша - это Малфрида -> скандинавка.

 

Однако по Успенскому получается, что даже если и Мальфрида, то все равно не скандинавка.

 

А Вы что скажите насчет этнич.происх. Малъка ? "Жидовин"? Вслед за Альшультером и Ольшмницким?  :)

Ответить

Фотография Нифонт Нифонт 23.05 2016

А Вы что скажите насчет этнич.происх. Малъка ?

 

А что тут скажешь?

 

033.jpg

Ответить

Фотография Нифонт Нифонт 23.05 2016

Вслед за Альшультером и Ольшмницким?  :)

 

А кто они такие, чтоб за ними следовать? Один - бывший врач-хирург, другой – бывший патентный поверенный. Как я уже докладывал, автор этой версии – антисемит В.Н. Емельянов, а известной в научной и околонаучной среде она стала благодаря сионисту С.Ю. Дудакову. Забавно, что первый из них – языковед-семитолог, а второй – филолог-русист.


Сообщение отредактировал Нифонт: 23.05.2016 - 19:13 PM
Ответить

Фотография Марк Марк 23.05 2016

сколько из Любицы - предшедственника современного Любека, который был резиденцией ободритских князей,

 

В каком веке они (Любицы) стали резиденцией? Не существовало Любиц ко времени составления ПВЛ. 

Ответить

Фотография Марк Марк 23.05 2016

брат Мальфриды-Малуши (он же сын Любечанина) носит чисто балто-славянское имя Добрыня.

 

Учитывая. что русы - билингвы, в этом нет ничего удивительного и это не значит, что папенька его был славянином. 


Задорнов и Попова имеют полное право сослаться: "как доказал Ф.Успенский ..."  )

 

Идут Ваши "задорновы" с Поповой лесом...

Ответить

Фотография Нифонт Нифонт 23.05 2016

Вообще-то ничто не мешает считать отца нашей ключницы или милостницы выкрестом. Христианское имя его нам неизвестно, но в древней Руси оно интересовало разве что духовника. А в обыденной жизни человека звали по его языческому имени (выкреста – соответственно, по дохристианскому) или по домашнему или уличному прозвищу. Личные мотивы перехода в христианство, как правило, бывали вполне прозаическими: подобный шаг благоприятствовал карьерному росту или ведению коммерции. Поскольку Ольга была христианкой в языческой стране, сметливый купчина получил бы в таком случае все шансы обрести статус поставщика великокняжеского двора, а с ним и совершенно другие возможности.

 

А? как по вашему? по нашему - смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, - нутка!

 

Ответить