Варшавское восстание

      Во второй половине 1944 г. усилилась национально-освободительная борьба польского народа против фашистских оккупантов. В Польше повсеместно продолжалось начатое зимой 1944 г. создание подпольных рад народовых, вокруг которых сплачивались сторонники политических партий и общественных организаций, объединившихся в демократическом Национальном фронте. К концу июля в глубоком подполье работали восемь воеводских рад народовых, включая раду народову Варшавы. Кроме того, на территории Польши действовало около 100 повятовых и городских и около 300 гминных рад народовых.
      Как только советские войска вступили на польскую землю, Крайова Рада Народова (КРН) обратилась к польскому народу с призывом расширять борьбу против гитлеровских оккупантов, осуществлять акты саботажа на транспорте и в промышленности, срывать поставки продовольствия, дезорганизовывать эвакуационные мероприятия врага, не давать гитлеровцам сжигать деревни. Обращаясь к польским партизанам, КРН призывала: «Усильте борьбу с транспортом врага! Помогайте в вооружении народа! С еще большей энергией и героическим самопожертвованием изматывайте оккупанта, уничтожайте его административный аппарат, громите посты, усиливайте панику в тылу врага!».
      Эти призывы находили живой отклик. Польские патриоты все более расширяли борьбу с оккупантами, оказывали помощь своим освободителям — советским воинам: восстанавливали разрушенные дороги и мосты, помогали в переправе частей через водные рубежи, подвозили на своих подводах боеприпасы, вывозили в тыл раненых, готовили посадочные площадки для самолетов. Многие польские граждане предлагали свои услуги в качестве проводников, вступали в партизанские отряды, чтобы вместе с советскими воинами бороться против гитлеровских захватчиков.
      21 июля 1944 г. был образован Польский комитет национального освобождения (ПКНО) во главе с Э. Осубка-Моравским. Тогда же КРН взяла на себя верховное руководство 1-й польской армией и приняла решение объединить ее с Армией Людовой в единое народное Войско Польское, создав его верховное командование. Главнокомандующим был назначен генерал брони М. Роля-Жимерский. На следующий день ПКНО обратился к народу с манифестом.
      Исключительно большое значение для упрочения народной власти в стране и ее авторитета на международной арене имело подписанное 26 июля в Москве «Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и Польским комитетом национального освобождения об отношениях между советским Главнокомандующим и польской администрацией после вступления советских войск на территорию Польши». В соответствии с Соглашением на той части территории страны, которая переставала быть зоной непосредственных военных операций, руководство всеми делами гражданского управления полностью сосредоточивалось в руках ПКНО. На время совместных военных действий Соглашение предусматривало подчинение в оперативном отношении польских вооруженных сил советскому верховному командованию, а в организационных вопросах — главному командованию польских вооруженных сил.
      В освобожденных районах Польши уже в конце июля началось создание массовой регулярной армии, которая в соответствии с июльским манифестом ПКНО готовилась к ведению вместе с советскими войсками боевых действий против немецко-фашистских захватчиков.
      Польское реакционное подполье, стремясь не допустить освобождения Варшавы силами Советской Армии и народного Войска Польского и установления в столице власти КРН и ПКНО, по указаниям польского эмигрантского правительства 1 августа 1944 г. спровоцировало в столице вооруженное выступление, которое вылилось в массовое антифашистское восстание.
      26 июля перед выездом в Москву для переговоров с Советским правительством премьер-министр эмигрантского правительства С. Миколайчик приказал своему уполномоченному в Польше начать восстание в установленный по своему усмотрению срок, заявив, что оно будет «сильным аргументом» на московских переговорах.
      Жители Варшавы активно включились в схватку с хорошо вооруженным фашистским гарнизоном и проявляли исключительный героизм в боях. Бойцы варшавских баррикад мужественно сражались с врагом. Однако силы с самого начала восстания были неравными. Хорошо вооруженному шестнадцатитысячному фашистскому гарнизону противостояло не многим более 40 тыс. бойцов, которые имели лишь около 3,5 тыс. единиц стрелкового оружия. Гитлер приказал беспощадно подавить восстание, а Варшаву сровнять с землей. После незначительных успехов, одержанных в первую неделю, положение восставших с каждым днем ухудшалось. Они несли большие потери. Не хватало воды, продовольствия, боеприпасов, медикаментов. Уже 12 августа Бур-Коморовский умолял свое правительство в Лондоне срочно прислать оружие, боеприпасы, бомбардировать объекты противника, высадить воздушный десант. В противном случае, подчеркивал он, борьба повстанцев закончится крахом через несколько дней. Однако поддержки из Лондона не последовало.
      В то же время командование 1-го Белорусского фронта, выполняя указания Советского правительства, даже в той сложной обстановке делало все возможное для оказания помощи польским патриотам.
      Несмотря на то что советские войска в ходе наступательных действий в Белоруссии и в восточных районах Польши прошли с упорными боями 600 км, понесли значительные потери, нуждались в пополнении, отдыхе и подтягивании тылов, советское командование принимало все необходимые меры по организации наступления на Варшаву. Однако подступы к ней с востока враг прикрыл сильным танковым заслоном, прорвать который с ходу не удалось. Войска правого крыла и центра 1-го Белорусского фронта лишь к концу августа сумели выдвинуться к реке Нарев севернее Варшавы и захватить плацдарм в районе Сероцка. Главные силы левого крыла фронта весь август вели бои за плацдармы на Висле. Только 14 сентября советским и польским войскам удалось освободить Прагу и выйти на Вислу в районе Варшавы.
      С выходом непосредственно к польской столице советское Верховное Главнокомандование приказало командующему 1-м Белорусским фронтом принять возможные меры по оказанию помощи повстанцам. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, только что вернувшийся с Украинских фронтов, получил указание вылететь на 1-й Белорусский фронт. «Вы там свой человек, — сказал ему И. В. Сталин. — Разберитесь с Варшавой на месте и принимайте меры, какие нужно. Нельзя ли там провести частную операцию по форсированию Вислы именно войсками Берлинга... Задачу полякам поставьте лично вместе с Рокоссовским и сами помогите им организовать дело».
      15 сентября в Прагу передислоцировались все дивизии 1-й армии Войска Польского. Перед ними была поставлена задача: форсировать Вислу, захватить плацдармы непосредственно в Варшаве и установить боевой контакт с повстанцами, руководство которых под давлением развивающихся событий решило наконец установить с 15 сентября связь с Советской Армией и Войском Польским. Первой форсировать Вислу предстояло 3-й пехотной дивизии. Она была усилена и поддерживалась шестью советскими артиллерийскими бригадами, минометным полком и шестью артиллерийскими дивизионами. Ей придавались также три инженерных батальона и батальон плавающих автомобилей. С воздуха действия дивизии обеспечивались авиацией фронта.
      В ходе предпринятого форсирования Вислы, за период с 16 по 20 сентября, на левый берег реки переправились шесть усиленных польских батальонов. Однако преодолеть сопротивление гитлеровских танковых и пехотных частей они не смогли.
      Понеся значительные потери, батальоны 24 сентября были вынуждены возвратиться на правый берег.
      Эта неудача объясняется прежде всего тем, что форсирование Вислы велось локально, для осуществления его в более широких масштабах тогда не было условий. В силу сложившейся обстановки оно было начато без глубокой и детальной разведки противника.
      Несмотря на это, командования 1-го Белорусского фронта и 1-й армии Войска Польского продолжали поддерживать повстанцев ударами артиллерии и авиации, а также в материально-техническом отношении. 16-я воздушная армия при активном участии оперативно подчиненной ей 1-й польской смешанной авиадивизии прикрывала истребителями занятый повстанцами район и, используя ночные бомбардировщики, организовала снабжение их вооружением, медикаментами, продовольствием. С 13 сентября по 1 октября 1944 г. для оказания помощи восставшим она произвела 4821 самолето-вылет, в том числе 1361 — на бомбардировку и штурмовку войск противника в Варшаве по заявкам повстанцев и 2435 — на сбрасывание грузов. При этом для восставших было сброшено 156 минометов, 505 противотанковых ружей, 2667 автоматов, винтовок и карабинов, 3,3 млн. патронов для стрелкового оружия, 515 кг медикаментов, более 100 тонн продовольствия, телефонные аппараты, кабель и другое военное имущество.
      Между тем восстание в Варшаве подходило к трагическому концу. 2 октября Бур-Коморовский подписал акт о капитуляции, и бои в городе прекратились. Так бесславно закончилась варшавское восстание. В ходе варшавского восстания, продолжавшегося 63 дня, погибло около 200 тыс. человек повстанцев и мирного населения. Зверства эсэсовцев над мирным населением, пленными бойцами АЛ и АК не знали пределов. Оставшихся в живых жителей палачи выселили из города, при этом значительную их часть бросили в концлагеря, обрекая людей на тяжкие издевательства и голодную смерть. Сама же Варшава — один из красивейших городов Европы — была почти полностью разрушена и сожжена.
      Осенью 1944 г. усиливалась и ширилась вооруженная борьба польских патриотов против гитлеровских оккупантов в ряде воеводств, расположенных к западу от Вислы. Особую активность она приобрела в Келецком и Краковском воеводствах. В тесном содружестве с АЛ сражались советские партизаны и разведгруппы. Против них фашистские войска и жандармерия предпринимали крупные карательные операции. Однако это не приносило гитлеровцам успеха. Во второй половине 1944 г. партизаны провели 200 диверсий на железных дорогах, уничтожили около 130 немецких эшелонов.



   назад       далее