Скифский всадник из страны, в которую вторглись юэчжи, 300 до н. э. Пазырыкская культураОднажды древний человек поднял с земли пустую двустворчатую раковину и с ее помощью, как пинцетом, выдернул пару волосинок с лица. С тех пор повелась традиция придавать растительности лица красивую форму - вначале конечно в ритуальных целях, а с изобретением бритвы и в целях соответствия стандартам внешности своей цивилизации.

Скифский всадник из страны, в которую вторглись юэчжи, 300 до н. э. Пазырыкская культура

В истории человечества лицевая растительность то входила в моду, то выходила из нее. Волосяной покров челюсти и восхвалялся, и был объектом презрения, и запечатлевался в произведениях искусства, и даже законодательно запрещался.

С ходом столетий усы могли обретать или терять популярность, но их всегда хоть кто-нибудь, да носил. Цивилизация развивалась, менялось общество, а вместе с ним – и отношение к усам.

Древний мир

В большинстве древних цивилизаций - Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и пр. ношение усов не поощрялось, так как этот атрибут внешнего вида мужчины ассоциировался с животным, варварским происхождением. Исключением являлась лишь Месопотамия.

Так что в древнее время излишняя растительность в цивилизованном мире не поощрялась. Это было почти исключительно удел варварских племен.

В Месопотамии (Междуречье) - Древней Ассирии и в Персии длина бороды находилась в строгом соответствии со статусом. У воинов она могла доходить только до уровня плеча, а вот для правителей никаких ограничений не существовало.

Хаммурапи - шестой царь аморейской (вавилонской) династииЦари и их приближённые отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную форму. Пряди бороды завивали в трубочки, умащивали маслами, благовониями и укладывали плотными рядами, ярусами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, можно предположить, что они были искусственными и делались (частично или даже полностью) из овечьей шерсти. Усы отпускали значительно реже: изображения мужчин с усами, но без бороды практически отсутствуют.

Хаммурапи - шестой царь аморейской (вавилонской) династии

Евнухи и жрецы не носили ни бород, ни усов. Жрецы к тому же полностью сбривали волосы на голове и теле. Рабам выбривали волосы полосой ото лба до темени. Отпуская раба на волю, ему сбривали оставшиеся волосы; это называлось «очищением» — освобождённый раб уподоблялся «чистому» жрецу. Законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) угрожали суровым наказанием (отрезанием пальцев) цирюльнику, который обрил рабу голову без ведома его хозяина — «снимал рабский знак».

Мааткара Хатшепсут Хенметамон - Царица Хатшепсут - «Лучшая по благородству» или «Первая из почтенных» - женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии.Любопытное исключение - накладные бороды (без усов) у фараонов Древнего Египта.

За исключением Раннего Царствования (2705 -- 2213 до н.э.) мужчины обычно полностью брили лицо. Только в этот период могут быть найдены образы, изображающие тонкие усы.

Правом носить бороду обладал только представители царской семьи, но эта борода была искусственной.

Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Мааткара Хатшепсут Хенметамон - Царица Хатшепсут - «Лучшая по благородству» или «Первая из почтенных» - женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии.

Значение этого признака власти было столь велико, что женщине-фараону Хатшепсут во время официальных церемоний приходилось носить накладную бороду.

В Древней Греции бритьё вошло в обиход с IV века до н. э., оттуда оно было перенято римлянами. Более древние греки как правило имели бороду.

Из рисунков на вазах и фресок мы знаем, что люди того периода были белокожими с черными волосами при Минойской цивилизации, и блондины - при Микенской цивилизации. В Иллиаде Гомер называл микенцев ахейцами. Мужчины носили натуральные волнистые волосы и бороды.

К бороде с большим почтением относились в Древней Греции, вплоть до эпохи Александра Македонского, который приказал воинам в обязательном порядке брить подбородки.

Александр Македонский (Великий) (356-323 до н.э.)

Александр Македонский (Великий) (356-323 до н.э.)

Существует несколько версий того, почему все-таки великий полководец ввел запрет на это "украшение". Возможно потому, что он хотел всегда выглядеть молодо, а возможно и потому, что у него самого плохо росла борода.

Хотя военные историки утверждают, что такое решение было принято для большей неуязвимости греческих воинов, чтобы враг не мог ухватить их за бороду во время сражения. Носить бороду было позволено только ученым и философам.

Таким образом, благодаря Александру Македонскому в античном мире распространилась мода на вечно молодые "юношеские лица".

В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных притязаний со стороны старших. Наличие бороды было критерием для разделения участников Игр на младших и старших.

Полководец и консул Сципион АфриканскийВ Древнем Риме во времена царей и ранней Республики мужчины обычно ходили с длинными волосами и бородами. К окончанию Республики, приблизительно в III столетии до н.э., завоевание Греции оказало очень глубокое влияние на римлян.

Под влиянием греческой культуры были переняты даже такие правила, как быть начисто выбритым с помощью парикмахера. В те времена вся мировая культура была сосредоточена в Греции, и даже римская элита разговаривала и изучала греческий как утвердившийся академический язык.

Полководец и консул Сципион Африканский

Согласно Плинию Старшему, первый римлянин, кто появился на публике начисто выбритым, был генерал и консул Сципион Африканский. Именно в таком виде его образ был отчеканен на монете III столетия. Начиная с этого времени и до падения Империии это будет стилем всех римских мужчин, пока они снова не сталиходить с длинными волосами и бородами.

Юлий ЦезарьБритое лицо и короткая стрижка стали одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов.

В Риме времен Калигулы и Нерона юноша по достижении 21 года должен был впервые избавиться от волос на лице. Ритуал сопровождался бурной оргией и означал официальное признание юноши мужчиной.

У императора Нерона была такая же прическа, как и у наездников колесниц - с кудрями, обрамляющими его лицо но и сверхдлинными бакенбардами смыкающиеся на шее, поскольку он был горячим поклонником этого спорта.

Облысение плохо воспринималась римлянами. Это считалось признаком физической ущербности. Император Калигула был лысым, и даже носил парики, лавровые венки и диадемы, чтобы скрыть это.

Юлий Цезарь, напротив, не скрывал своей лысины.

Греческое влияние внесло также одежду парикмахеров и парикмахерские, которые в Риме были тоже очень интересными местами сборищ мужчин, где, согласно тому, что было найдено во время археологических раскопок, они сидели на длинных деревянных скамейках, играя в кости.

бюст императора АдрианаТех, кто предоставлял услуги по уходу и пострижке волос называли "tonsors", а парикмахерские -- "tonstrinaes". Уже в то время, парикмахеры практиковали удаление зубов.

Бритье бород осуществлялось при помощи воды и бронзовых бритв, остро отточенных на камнях ("novaculae"). Волосы также удалялись из бороды с помощью пчелиного воска и пинцетов. Патриции, люди с высоким социальным статусом, имели своих собственных парикмахеров и стилистов среди своих слуг.

Лишь в период упадка традиционных римских ценностей, при императоре Адриане (117-138 годы), увлекавшемся философией, борода вошла в моду.

Римский император Адриан (117-138гг)

Несмотря на это, два столетия спустя императоры снова ввели в моду ношение бороды. Во времена императора Адриана часто можно было встретить мужчин с усами и даже косами на затылке и хвостами. Марк Аврелий, в свою очередь, ввел в моду длинные кудрявые волосы и бороды.

римский император Константин ВеликийК концу Империи выбритые лица и короткие волосы снова вернулись в моду, так же, как это было в лучшие времена Цезаря и Августа.

Император Константин Великий, правитель Византийской империи, на своих изображениях всегда выглядел с чисто выбритым лицом без бороды, в противоположность бородатым лицам варваров, вторгшихся в Западную Римскую Империю.

Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.

Раннее средневековье

На закате Римской Империи в Европе началось так называемое великое переселение народов, и стали появляться другие независимые государства. Это время, которое историки называют ранним средневековым периодом, продолжалось с V по X столетие. Это было время сильного влияния католической церкви, и традиции людей и их жизни были сильно затронуты христианством.

Карл I Великий, император Запада (золотая статуя-надгробие)Известно, что на Западе, в Европе, бороду носили многие представители германских племен. Франки же, напротив, были бритыми. Не носили бороды и правители из династии Каролингов, включая Карла Великого (на миниатюрах IX века у мужчин постоянно изображаются усы при чисто выбритом подбородке).

Во Франции и центральной Европе окладистая борода вошла в моду лишь на рубеже тысячилетий. Согласно письменным источникам, мирянина от клирика церкви легко было узнать по одежде, бороде и другим признакам мирской жизни.

Карл I Великий, император Запада (золотая статуя-надгробие)

Христианская Европа средних веков носила бороды, хотя в ношении их, стрижки и прически соблюдались прихоти изменчивой моды. В начале XI века все императоры изображаются с бородой, хотя и разной длины. Так немецкий король Генрих III изображался на своих евангелиях с длинной окладистой бородой, на печатях - с короткой бородой, а на некоторых миниатюрах только с усами. Интересен тот факт, что епископ Ле Пюи побуждал воинов-крестоносцев, осаждавших Антиохию, сбривать бороду, опасаясь, что в битве их можно будет спутать с противником. А другой епископ Серлон Сеезский жаловался королю, что миряне не бреют своих бород "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев".

В XII веке во Франции и Англии при дворе распространилось бритье бороды, но оставление усов. Согласно обряду коронации, "императоры должны быть бриты", когда Папа Римский целует императора в лоб, щеку и уста. Почему обычай сбривать бороду распространился именно в XII веке, точно неизвестно. Возможно это было связано с возросшим противостоянием с Восточной Церковью, где была традиция носить бороду.

Бритье бороды и усов вводится в цивилизованной Европе одновременно с возрождением классицизма—в эпоху Возрождения, т.е. «бородатое» Средневековье, сменилось «бреющимся» Возрождением, с его оголенным протестантизмом.

Славяне

Уже в раннем средневековье усы в сочетании с бритым подбородком были характерным признаком ираноязычных кочевников эфталитов, от которых эта мода перешла к печенегам, козакам и полякам.

Перун киевлян был с серебряной головой и золотыми усамиБольшинство наших историков склоняются к тому, что южная славянщина, в особенности Киевское время Святослава, была бритая, а северная по преимуществу бородатая. Перун киевлян был с серебряной головой и золотыми усами, но о бороде нет никаких указаний в исторических памятниках, хотя сейчас и принято его изображать с нею.

Забелин, полагая, что южные славяне, прежде чем выйти на историческую арену под собственным именем, задолго до того подвизались под именем гуннов, утверждает, что оголение головы с оставлением чуприны и бритье подбородка у южных славян было гуннского происхождения; между тем Иловайский считает этот обычай у южан самобытным и указывает на то, что гунны были по природе безбородыми.

«Мы, говорит В. Михневич («История русской бороды»), не беремся решать, который из этих двух взглядов вернее, так как оба они представляют собою ни что иное, как в равной степени остроумные гипотезы, имеющие почти одинаковые шансы правдоподобия».

Во всяком случай, если южнославянская, языческая Русь была безбородой, и представители ее заслуженно названы «хохлами», то славяне северной Руси всегда отращивали себе бороды и были «кацапами» (испорченное слово: як цап, т.е. козел).

Исследователь раскола, В.В. Андреев, объясняет эту разницу между бритыми славянами и бородатыми просто климатически-почвенными условиями нашей страны. Он говорит: «что есть соотношение между лесными болотами Белоруссии и волосяными шапками колтуна, между короткими курчавыми волосами негра и влажною, жаркою местностью, обитаемою им, в этом едва ли кто будет сомневаться.

Так точно есть соотношение и между бородою и природою русских местностей. Едва инородец, как, например, тунгус, начинает жить по-русски, он обрастает бородою. Волоса являются, таким образом, генетическим предохранительным средством. Велеть обрить бороду немцу и малороссу вовсе не одно и то же, что великорусскому крестьянину. У тех на возвышенных или ровных местностях и при другой генетической обстановке борода без того плохо растет; у жителя лесистой и часто болотистой Великороссии окладистая борода является уже вовсе не одною пустою принадлежностью внешности.

Хохол может смеяться над кацапом и кацап над хохлом, но борода великоросса и хохол малоросса вовсе не случайное явление, а результат гигиенической обстановки населения. Понятно, почему нигде приказ Петра Великого брить бороду не вызывал такого сопротивления, как на лесистом востоке России и в прикаспийском крае, где казак до сих пор смотрит на свою бороду, как на святыню. Она, действительно, для него не только отличие от степного киргиза, но и, очень вероятно охрана в нездоровой местности».

Позднее средневековье

Вейден. Портрет Карла Смелого, 15 в. Документированная история Европы позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида.

Позднее Средневековье и ранний Ренессанс (14-15 в.) Мужской идеал - выглядеть как юноша в любом возрасте. Поэтому лицо мужчин совершенно побрито. Это видно на портретах правителей государств той эпохи, например, Карла Смелого, правителя герцогства Бургундского, мужественного военноначальника, соперничавшего с королевством Французским.

Вейден. Портрет Карла Смелого, 15 в.

От начала 16 в. до конца Ренессанса мужской идеал - мужественность. И так как волосы на лице всегда связывают с мужественностью, появляются большие, богатые бороды и усы. Даже те, у кого не было густых волос на лице и кто не мог отрастить большую бороду, старались выглядеть мужественнее и носили искусственные бороды. В качестве примера - портрет итальянца Ипполито Риминальди.

Тициан. Портрет Ипполито РиминальдиТициан. Портрет Ипполито Риминальди. 1540-1545 гг.

Усы как элемент мужского стиля вошли в моду в Англии после эпохи королевы Елизаветы I, при которой в фаворе были бороды. Когда британский трон в начале XVII века занял Яков I, он щеголял аккуратными усами, память о которых осталась потомкам в картинах. Его сын Карл I носил подкрученные усы и острую бородку, и франты как один скопировали этот стиль, глядя на королевские портреты работы Антониса ван Дейка. Когда британцы устали от правления пуритан и вновь захотели театра, танцев и разгула, на трон взошел король Карл II. Судя по портретам, он начал отпускать усы еще подростком – что неудивительно для мужа, который участвовал в своей первой битве в 12 лет.

С началом эпохи барокко (1620-1715) борода вышла из моды. Уже в конце 1620 гг. молодые и зрелые бородатые мужчины вызывали смех, и потому, вследствие социального натиска и моды, борода исчезла. Только пожилые мужчины были бородаты (символ возрастного статуса). У молодых - лишь небольшие бородки на подбородках и под нижней губой, а также тонкие усы. Так продолжалось приблизительно до 1650-60 гг. Волосатость лица вытеснялась бритостью постепенно. В 1630х входят в обиход парики. Одновременно появляется новый мужской идеал - женственность.

Портрет Петра IУже в 3-й четверти 17 в. мода на безволосое мужское лицо утвердилась полностью. Известно, что король-солнце Людовик XIV был противником париков и бритых лиц, но они стали таким важным символом статуса, что король оказался вынужден побриться. Случилось это в 1680 г. С этого момента в Западной Европе начинается почти 150-летний период отсутствия усов и бород (до середины 19 в.).

Портрет российского императора Петра I

Это относится также к России, где в это время европеизированный, усатый император Петр I ввел налог на бороды и даже лично обрезал бороды некоторым своим приближенным. Причем и неимущие крестьяне тоже были должны уплатить налог, если входили в город небритыми. Однако, полностью ввести европейскую модель лица Петру в России не удалось. Характерно, что сам он носил усы, что являлось некоторым отступлением от западноевропейских норм того времени.

Усы как атрибуты сословия

Степан РазинТем не менее, простолюдины так и остались в России преимущественно бородатыми. Сословные и классовые особенности своей среды ярко демонстрируют прижизненные портреты казаков Степана Разина (17 в.), см. справа и Емельяна Пугачёва (18 в.), см. слева.

До середины 20 века в России и Украине (Малороссии) сохранялось различие в нормах внешности для разных сословий и классов. Нормы эти невозможно было в то время навязать, они вырабатывались самостоятельно внутри этих сословий.Известны сословия Российской Империи, для которых были характерны бороды и усы - солдаты, купечество, запорожские, малороссийские, донские и прочие казаки, духовенство, крестьянство.Емельян ПугачевЕсли солдаты на государственной службе подчинялись прихотям начальства и в разные периоды были то бритыми, то усатыми, то купцы и казаки, состоявшие в основном из староверов, были самостоятельны и потому постоянны в своих предпочтениях (борода).

Наблюдалось различие между русскими и малороссийскими казаками. Русские казаки предпочитали бороды, а малороссийские, находившиеся под большим влиянием турков и татар, следовали их мусульманской моде. Казаки Запорожья, например, перенимали их одежду, оружие, слова, копировали внешность - усы, бритый подбородок, бритый череп с хохлом волос.

Однако, основной язык их, по-видимому, был русский (великорусский). Все надписи на печатях, на могильных памятниках, приведенные в "Истории запорожских козаков" Д.И.Яворницкого (т.3, 1993 г.) - на русском языке.

Вопреки распространённому мнению, усы совсем не обязательно являются атрибутом военного сословия. В те периоды, когда была распространена бритость, военные чётко следовали этой моде. Различие внутри военных по усатости объяснялось скорее классовым признаком. Так, начальники (офицеры, генералы) были бритыми, но их солдаты могли быть усатыми.

На известной картине "Переход Суворова через Альпы" изображены поголовно усатые солдаты, а сам князь Суворов был бритым. Бритыми были также все военные командиры той эпохи (18 в.).

Суриков, Переход Суворова через Альпы (фрагмент)
         Суриков. Переход Суворова через Альпы (фрагмент)

Портрет Луи Жозефа де Бурбона, принца Конде. Конец XVIII века.В эпоху Великой французской революции мужчина из высших классов представлял собой образец гермафродита - бритое лицо, парик, мало отличающийся от женской причёски, цветные панталоны, ленты, кружева... Туалет, одевание модника по продолжительности, тщательности не отставали от дамского. Мужчины пудрились. Считалось уже не достаточным брить лицо, нужно было удалить волосы и на голове, заменив их искусственными волосами, более благородного и красивого вида. С тех пор мастер по причёскам называется "парикмахер", то есть изготовитель париков.

Принц Конде, образец аристократической моды конца 18 в.

К началу XIX столетия усы носили роскошными, завитыми и зачастую соединяющимися с внушительными бакенбардами. Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte), 16 летФрагментарно мода на ношение усов появляется уже у военных XVIII века, однако является скорее исключением. Широкое распространение усов среди военных происходит в эпоху Наполеоновских войн.

Наполеон Бонапарт - лейтенант артиллерии, образец внешности простолюдина конца 18 в.

Новое время

Но молодое поколение восставало против моды на парики: молодежь подражала поэту-романтику, покорившему воображение Европы. Лорд Байрон чисто брился, лишь иногда оставляя на губе тонкие романтические усы – он шел в этом против общества, как, впрочем, и во всем остальном.

Молодёжь отказывается носить парики, а модников ("петиметров") осмеивают в печати (в России особенно постарался И.А.Крылов). Характерна фраза из мемуаров начала 19 века: "только недавно старика удалось отговорить пудриться".

После наполеоновских войн в Англии и Франции появляются (как большая редкость) бороды и усы, в Германии это происходит на 20 лет позже, приблизительно в конце 1830-х.

Несколько десятилетий байронический образ правил бал – но потом случилась Крымская война, и борода вернулась во всеоружии.

До этого небритых мужчин считали также ещё и политически подозрительными: накануне революции 1848 г. борода и усы были символами революционного духа (как это воспринимали сами бунтари) и политической провокации (в восприятии того же со стороны власти).

Война закончилась в 1856 году, и приезжавших домой в Британию солдат едва можно было узнать в густых зарослях их бород. Решив, что борода – атрибут героический, британские мужчины вновь стали их растить. Бороды, этот "лицевой грибок" - по выражению писателя-современника Фрэнка Ричардсона – были повсюду, и усы попросту терялись на таком фоне.

Английские солдаты в Крыму
            Английские солдаты в Крыму

Так как Российская Империя, управляемая немецкой династией царей, к тому времени уже давно была европеизированной, мода России полностью повторяла западноевропейскую.

К концу XIX века мода на бороды наконец прошла – теперь их носили только пожилые консерваторы.

От зарослей на лице помогло избавиться открытие бактерий и статьи в прессе, увязывавшие с бородами распространение инфекций. В Европе и Северной Америке были приняты правила, запрещавшие бородачам работать в общепите, а бородатых больничных пациентов брили вне зависимости от их желания. Будущее выглядело розовощеким и гладко выбритым.

В войне усов против бороды подкрепление пришло с еще одной неожиданной стороны. В Первую мировую войну бородачи толпами гибли от химического оружия – борода не давала противогазу плотно прилегать к лицу. Но и для поклонников усов времена были не самые лучшие – их разрешали растить только военным определенных званий. С окончанием боевых действий, однако, усы расцвели пышным цветом, как трава на полях былых сражений.

Усы стали символом современного мужчины начала XX века. В 1920 году юная Агата Кристи опубликовала свой первый детектив "Загадочное происшествие в Стайлзе", представив публике сыщика Эркюля Пуаро и его напомаженные усы.

В Голливуде Кларк Гейбл, Эррол Флинн и Рональд Колман щеголяли усами записных соблазнителей – но мир уже катился к Великой депрессии, во время которой усачи получили новый удар.

Кларк Гейбл / Clark Gable

В 1932 году Уоррен Грэм опубликовал книгу "Как найти работу во время кризиса". По его мнению, места усам на рабочем месте на тот момент не оставалось. "Сбрейте усы, если ищете работу, - писал он. - Усы подходят жиголо или шейху, но во время кризиса таких вакансий маловато". В 1936 году английский актер Чарльз Лоутон даже попал в газеты, потому что растил бороду и усы. Автор статьи специально упоминал, что Лоутон делает это лишь для того, чтобы сыграть Рембрандта.

После Второй мировой войны – что неудивительно – резко вышли из моды усы-щеточка, зато в стал популярным другой тип усов: закрученные дуги с торчащими вверх концами, как у бравых пилотов-истребителей.

Усы в СССР

Как известно, в начале существования СССР мода на усы и бороды полностью совпадала с западноевропейской. Усы и бороды были вполне распространены. Однако в последующие десятилетия ситуация менялась. В следующем отрывке из книги Г. Климова "Песнь победителя" достаточно ярко обрисовано положение с усами и бородами, сложившееся в концу войны 1941-1945:

"На фронте сержант не столько боялся за свою голову, как за пышные запорожские усы. В годы коллективизации он, наверняка, если и не сбрил, то порядком обкарнал свои усы - чтобы не приняли за кулака. Тогда было пострашней, чем на фронте. Тогда никто не знал к кому и когда постучит судьба в двери. А теперь свободой повеяло. Можно даже усы снова отпустить.

В годы войны многие, даже молодые солдаты и офицеры, поотпускали себе усы и бороды. До войны такие вольности были опасны. Маленькая бородка - троцкистская, борода лопатой - кулацкая, длинная - поповская. Были еще бороды купеческие, архиерейские, генеральские. С усами тоже было не лучше. Маленькие усики - белогвардейские, а большие - полицейские. Того и гляди угодишь за решетку по такому внешнему социальному признаку.

Сталин и ГитлерА сегодня старый сержант не знает, чем больше гордиться - усами или орденами. Многое изменилось за годы войны."

В 1930-е годы установилась норма на бритость лица (совпадающая с европейской тенденцией этих лет), которая продолжается и поныне. Усы были привилегией высших руководителей в ряде стран (характерные усы Гитлера и Сталина), но подавляющее большинство мужчин вынуждено было побриться. Период моды на женственность и полную бритость продолжается по сей день.

В мире

В Испании усы были символом эпохи сюрреализма. Усы Сальвадора Дали без преувеличения стали легендой – в начале XXI века в ходе одного из опросов публика сочла их самыми узнаваемыми в истории. Когда в 1954 году Дали в интервью спросили, не отрастил ли он усы в качестве шутки, художник ответил, что это "наиболее серьезный" элемент его личности.

Сальвадор Дали относился к своим усам крайне серьезно. По крайней мере, он так говорил
            Сальвадор Дали

В Индии, не подверженной европейскому влиянию, мода не меняется, и усы являются признаком касты воинов, а также непременным атрибутом мужчины.

В Китае, Монголии, Корее и Японии особенности физиологии местных мужчин делают почти невозможным существование бородачей, но усы мужчины охотно носили, в Японии невозможно было представить без них самурая.

В странах Африки усов почти нет, но бородачи встречаются повсеместно.

А вот Латинская Америка вкупе с Северной практически следует текущему европейскому представлению о растительности на лице.

А что сейчас?

В наши дни появилась особенность, которой не было в предыдущие исторические периоды. Мода, ранее характерная только для правящих классов, теперь легко навязывается всем слоям населения. Люди стали более восприимчивы к модным влияниям. Если исторический обзор моды, приведенный выше, до начала 20 века касался только правящего класса, а остальные классы в большой мере сохраняли независимость во внешности, то теперь господствующая тенденция автоматически распространяется на всех. Хотя небольшие отклонения от господствующей "нормы" существовали всегда, в этой статье рассматриваются только нормы, характерные для больших масс людей, захватывающие целые слои и классы населения.

Со второй четверти 20 столетия происходил обратный процесс: бритые лица становились доминирующими во внешнем виде мужчин. Если не брать некоторых героев-одиночек, в конце XX века для ращения усов западному мужчине все-таки требовались либо толика наплевательского отношения к общественному мнению, либо принадлежность к определенному роду занятий - рок-музыке, например, или спорту.

Очередной поворот случился в 2006 году, когда впервые отмечался "Мовембер" – или "Усабрь", "Небритябрь"– месяц ноябрь, в течение которого мужчины отращивают усы для благотворительности. Эта мысль пришла в голову трем приятелям из Австралии, которые за кружкой пива решили собирать деньги, отпуская усы. Явление скоро стало глобальным, и за вдохновением обратились к голливудской классике – в 2012 году компания Philips запустила рекламную кампанию с обучающим видео "Как сделать усы в стиле Кларка Гейбла".

С тех пор каждый "Усабрь" многие мужчины растят усы – или пытаются, уж как у кого получается. Надолго ли хватит этой моды? История учит нас, что тренды в области лицевой растительности могут быть столь же преходящими, как туфли на платформе или брюки-бананы. Но пока что усы, безусловно, вернулись в фавор.

Кстати, в немецком городе городе Пфорцхайм уже целых 20 лет проходит фестиваль бород и усов, в нем принимают участие сотни человек из десятков стран.

фестиваль бород и усов