Наши проекты
Обсуждения
Тибетские монастыри
Первые буддийские секты (школы) в Тибете возникли в XI в. Последователи самой древней из них — ньинмапа (такое название она получила позднее) — стремились к возрождению и сохранению учения в интерпретации великого мага и тантриста Падмасамбхавы, жившего еще во второй половине VIII в. и обладавшего, по мнению специалистов, паранормальными способностями.
Восстановление позиций буддизма в регионе после двух веков смутного времени связано прежде всего с именем знаменитого проповедника и ученого Атиши. Выходец из Бенгалии, он получил фундаментальное образование в индийских монастырях, слыл знатоком канонической литературы и в 1042 г. прибыл в Тибет, где до конца жизни активно распространял учение Будды. Он перевел и написал ряд трактатов, уделял много внимания устной проповеди, сумел организовать систематическую работу по переводу с санскрита на тибетский язык религиозных сочинений. В своих наставлениях Атиша делал упор на этические требования буддизма, подчеркивал необходимость строгой организации монашества, четкой регламентации культа и интенсивного внедрения практики созерцания. Его ближайший ученик и сподвижник Бромтонпа создал новую секту — кадампа, опиравшуюся уже на проповеди Атиши и нацеленную на изучение переведенных канонов. Буддийский ученый и переводчик Марпа основал широко известную в свое время в Тибете секту кагьюпа. Она ведет начало от некоего индийского наставника, который передал учение йогу Наропе. Учеником последнего был Марпа, трижды совершивший паломничество в Индию. Он постиг буддийскую йогу, перевел на тибетский язык 50 сочинений, встречался с Атишей, но в результате так и не стал его последователем. Другой видный наставник — Брогми — провел в Индии 13 лет, изучая канонические тексты, никогда не стремился к созданию собственной религиозной общины и вел жизнь странствующего проповедника. По возвращении на родину он перевел на тибетский язык несколько тантр (трактаты и сочинения, ритуальные тексты), это послужило в дальнейшем толчком к появлению влиятельной секты сакья (сакья-па). Ее основатели и последователи всегда подчеркивали уникальность собственной линии в ламаизме, а также соответствие их религиозной доктрины индийскому буддизму.
На рубеже XIV—XV вв. в тибетском буддизме возникла новая секта, которая со временем стала доминирующей. Гелугпа (букв, «секта добродетельных») известна также под названием «секта желтошапоч-ников» (по характерному атрибуту монашеской одежды ее основателя и последователей) в отличие от ранее возникших сект, традиционно именуемых «красноша-почными». Ее создателем был Цзонхава (1357—1419) — выдающийся реформатор буддизма в Тибете. Он родился в местечке Цзонха области Амдо (совр. провинция Цинхай), был четвертым сыном в семье. Родители приняли решение отдать ребенка в монахи. Еще в детские годы у него обнаружились разносторонние таланты и глубокая набожность. Позднее он ушел в Центральный Тибет, где посетил крупнейшие монастыри и изучал различные буддийские дисциплины под руководством наиболее авторитетных наставников. Вначале 90-хгг. XIVв. Цзонхава уже имел учеников, число которых стремительно росло. Он намеревался совершить паломничество в Индию, однако во сне увидел бодхисатву Манджушри, предсказавшего ему смерть во время трудного путешествия. Проповедник остался в Тибете и вместе с учениками жил в окрестностях Лхасы. Цзонхава придавал исключительно важное значение вопросам буддийской этики и монашеской дисциплины, требуя от духовенства безупречного поведения, прежде всего безбрачия и воздержания от вина. Он поставил перед ламами новую задачу: активное участие в жизни верующего в качестве духовного наставника и оказание ему помощи на пути избавления от страданий. В главном труде жизни, трактате «Ламрим ченмо» («Ступени великого пути»), Цзонхава, по его собственному признанию, опирался на сочинение Атиши «Светильник пути к просветлению» и развил идею последнего о делении людей на различные категории в зависимости от их способности воспринимать учение и следовать по пути спасения. Глубокие знания, строгая требовательность и безупречные личные качества наставника вызвали определенный резонанс в обществе и привлекли к нему многих последователей. Опираясь на большое влияние и значительные материальные средства, Цзонхава приступил к реформированию религиозной обрядности. Сначала он изгнал из главного храма Лхасы — Чжокханга — нищих, разводивших в храме костры и оставлявших свою грязную одежду и мешки с мукой в почитаемых верующими местах. Наставник прибег к хит- рости: он приказал ученикам приготовить обильную трапезу на берегу реки и позвал на нее всех неимущих. Нищие, разумеется, пришли в полном составе. За время отсутствия их пожитки выбросили из Чжокханга и закрыли храм, а ключи передали местному правителю. Вскоре Цзонхава организовал празднование Монлам ченмо («Великая молитва») — своеобразного крещения Тибета в буддизм, объединив его с традиционными торжествами по случаю Нового года. Авторитетный итальянский исследователь Дж. Туччи отмечал, что «в стране, где магические обряды являются доминирующей силой и во время праздника Нового года, когда вся община сосредоточивается на утверждении периода благополучия посредством традиционных обрядов, эта школа (гелугпа.), которая только набирала силу, могла мало что сделать, кроме того, что придать еще большую значимость празднованию Нового года». Осенью 1408 г. Цзонхава, как свидетельствует его тибетский биограф, собрал в Лхасе художников и с их помощью привел в порядок Чжокханг, отмыв закопченные фрески, очис- тив от грязи древние статуи и установив новые. Старые фрески подновили золотом, скульптуры покрыли золотой фольгой. Ранее пожертвованные ткани пошли на изготовление новых сидений и обрядовых знамен. Для многочисленных скульптурных изображений сшили верхнюю одежду, для фресок и икон — своеобразные занавески, предохранявшие их от копоти и грязи. Только после этого представители гелугпа отслужили в Чжокханге новогоднюю службу, в ходе которой были использованы различные музыкальные инструменты. Аналогичным образом подчистили и обновили другие столичные храмы и дворцы. Примерно в 45 километрах от Лхасы Цзонхава в 1409 г. основал Гандэн— первый монастырь своей секты, где в качестве настоятеля ввел жесткую дисциплину и создал принципиально новую систему обучения монахов. Отныне они занимались не индивидуально у конкретного учителя, слушая его проповеди и наставления, а в специальных школах и на факультетах. Большую часть оставшейся жизни наставник провел в Гандэне, где и скончался. Сам Цзонхава, как считают тибетцы, ушел в нирвану, но по его пророчеству, согласно легенде, два любимых ученика должны были постоянно воплощаться в качестве иерархов секты. Впоследствии воплощающиеся по одной из линий перерождения стали получать титул «далай-лама», а другие — «панчен-лама». В 1416 и 1419 гг. ученики Цзонхавы учредили два монастыря в окрестностях Лхасы — соответственно Дрепунг и Сэра. Позднее во втором по величине городе Тибета Шигацзе был построен монастырь Ташилхунпо (1447 г.), в XVI в. возвели монастырь Гумбум (на территории современной провинции Цинхай), а в начале XVIII в. — монастырь Лабран (в провинции Ганьсу). Шесть упомянутых обителей принято считать главными монастырями гелугпа.
|