СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ      СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ (Зоя Палеолог) (?-1503), племянница последнего византийского императора Константина XI, жена (с 1472) великого князя Московского Ивана III; брак его с Софьей Палеолог способствовал провозглашению Русского государства преемником Византии.
      Софья Палеолог (?-1503) - племянница последнего императора Византии Константина ХI, вторая жена Ивана III, мать Василия III. Первая жена Василия была сестра соседа, великого князя Тверского, Мария Борисовна. По смерти её (1467) Иван "стал искать другой жены подальше и поважнее". Тогда в Риме проживала сирота, племянница последнего византийского императора Зоя Палеолог. Несмотря на то, что греки со времён флорентийской унии сильно уронили себя в русских православных глазах, несмотря на то, что Софья жила так близко к ненавистному папе, в таком подозрительном церковном обществе, Иван III, преодолев в себе религиозную брезгливость, выписал царевну из Италии и женился на ней 1 НЯ 1472.
      Союз Софьи и Ивана активно поддерживал папский престол, так как по замыслу Ватикана это способствовало объединению католичества и православия. Но этот замысел встретил резкое сопротивление русского духовенства. Эта царевна, известная в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение. Бояре XVI в. приписывали ей все неприятные им нововведения, какие с того времени появились при московском дворе. Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн С. два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Ивановом преемнике, наслушавшись боярских толков, замечал о Софье в своих записках, что это была женщина необычайно хитрая, имевшая большое влияние на князя, который по её внушению сделал многое. Её велению приписывается даже решительность Ивана III сбросить себя татарское иго. Софья могла внушить то, чем дорожила сама и что понимали и ценили в Москве.
      Она могла привезти сюда предания и обычаи византийского двора, гордость своим происхождением, досаду, что выходит замуж за татарского данника. В Москве ей едва ли нравилась простота обстановки, бесцеремонность отношений при дворе, где самому Ивану III приходилось выслушивать по выражению её внука "многие поносные и укоризненные слова" от строптивых бояр. Но в Москве и без неё ни у одного Ивана III было желание уменьшить все эти старые порядки, столь не соответствовавшие новому положению московского государя, а Софья с привезёнными ею греками, видевшими и византийский, и римские виды могла дать ценные указания, как и по каким образцам вести желательные перемены. Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисною жизнь московского двора, на придворные интриги и личные отношения, но на политические она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана III. Особенно понятливо м.б. воспринята мысль, что она, царевна, своим московским замужеством делает московских государей приемниками византийских императоров со всеми интересами православного востока, какие держались за этих императоров. Поэтому Софью ценили в Москве, и сама себя ценила не столько, как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская. Софья, как царевна, пользовалась в Москве правом принимать иностранные посольства.



   назад