ФИЛОФЕЙ      ФИЛОФЕЙ — русский писатель и публицист первой половины 16 в., игумен Трехсвятительского псковского Елеазарова монастыря.
      Известен как автор посланий к в. кн. Василию III Ивановичу, к царю Ивану IV Грозному, к псковскому дьяку М.Г.Мисюрю-Мунехину, а также к "некоему вельможе, в мире живущему".
      По предположениям историков, принимал участие в составлении Псковского летописного свода 1547 и ряда др. рукописных посланий. По взглядам был близок к иосифлянам, защищал права церкви на владение землями и имуществом. Резко выступал против астрологических предсказаний Николая Немчина и против астрологии вообще, отстаивая позиции православного вероисповедания и провиденциализма. В своих посланиях касался и многих местных псковских дел и проблем, в частности — присоединения Пскова к Москве (1510).
      Главную известность получил благодаря разработанной им идее преемственности московскими князьями власти от Рима и Византии. Яркое литературное оформление эта идея получила в сформулированной им теории "Москва — третий Рим", изложенной в послании в. кн. Василию III в 1510-1511. Исходя из библейского мотива богоизбранности некоторых народов и преемственности царств, Филофей рассматривал историю человечества как историю трех мировых царств и, соответственно, трех богоизбранных народов.
      Первыми в его списке выступали римляне и их "старый Рим", павший под ударами ост-готов в 476 н.э., вторыми — византийцы с их "новым Римом" (Константинополем). Как считал Филофей, падение их "Рима" произошло в связи с утратой Византией истинного православия. В результате, утверждал Филофей, после взятия Константинополя турками в 1453 на земле осталась лишь одна истинно христианская страна — Русское царство, единственный богоизбранный народ — живущий на его территории. Он писал: "Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии". Таким образом, Филофей обосновывал всемирно-историческое значение русского правителя, единственного во вселенной "святой православной веры содержателя" и Москвы как политического и церковного центра, который будет "стоять" ("по сем чаем… ему же несть конца").
      Теория его была созвучна интересам русской церкви и великокняжеской (позднее — царской) власти. Она была развита не только и в официальной документации, но и в общественной мысли (Повесть о зачале Москвы, Повесть о белом клобуке). И церковь, и власть связывали суверенность Русского государства с проблемой "чистоты православия". Теория Филофея обосновывала неограниченную власть монарха в деле "собирания земель" и обеспечения целостности России и в качестве таковой верно служила идеологам державности не только в 16 в., но и в эпоху складывания Российской империи (18 в.). По сути, идея преемственности державной власти и Москвы как центра славянской и православной державности, сформулированная Филофеем, использовалась некоторыми идеологами даже в 20 столетии — как обоснование преемственности Московии, Российской империи, а затем и СССР в деле создания всеславянского православного единства. Однако по этой концепции развал СССР в 1991 и был концом "третьего Рима", после которого уже "четвертого не быти".

статья Льва Пушкарева, Натальи Пушкаревой из энциклопедии "Кругосвет"



   назад