АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич      Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия Мормоненко) (10 (23) января 1903, Екатеринбург — 16 декабря 1983, Москва) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, Народный артист СССР (1948), дважды лауреат Сталинской премии первой степени(1941, 1950), Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1954 года. (1973).
      Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия — Мормоненко) родился в семье уральского горнорабочего, начал свою трудовую деятельность с девяти лет.
      С 1912 работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра.
      1917 — Закончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки)
      1920 — Закончил режиссёрские курсы Рабоче-крестьянского театра при губнаробразе и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию.
      1921 — Работает актёром Московского первого рабочего театра Пролеткульта. Знакомится с Сергеем Эйзенштейном. Вместе они участвуют в создании нескольких спектаклей. Александров играет роль Глумова в поставленном Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В спектакле были использованы цирковые трюки и эксцентрика.
      1924 — Участвует в работе над сценарием и помогает Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), снимается в них как актёр.
      1927 — Выступает как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма Энзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929).
      C 1929 по 1932 совместно с Эйзенштейном и оператором Э. К. Тиссе работает в США, где обучается мастерству у своих коллег в Голливуде.
      1932 — вместе с Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику снимает фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».
      1932 — возвращается в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снимает фильм «Интернационал», прославляющий Сталина и его политику.
      1933 — встречается на даче у М. Горького со Сталиным. Вождь поручает создать для советского зрителя комедию.
      1934 — Заканчивает съемки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался Максим Горький. Он помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро и добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С «Веселых ребят» начался «звездный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля (1934). Ч.Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».
      1936 — снимает фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан Александровым, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).
      1936 — по личному поручению Сталина снимает и монтирует фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».
      1938 — выпускает комедию «Волга-Волга», имеющую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л.П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И.В. Ильинского. В 1941 году за фильмы "Цирк" и "Волга - Волга" Г.В. Александров удостоен Сталинской премии первой степени .
      1940 — выходит фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. В. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947). В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомилионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность. В 1949 году снял фильм "Встреча на Эльбе" ; Сталинская премия первой степени (1950) .
      С 1951 по 1957 — художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе.
      1973 — снимает свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», который так и не вышел на экраны.
      1983 — снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».
      1976 — книга воспоминаний «Эпоха и кино».
      1979 — на базе материалов, снятых группой Эйзенштейна, смонтировал фильм «Да здравствует Мексика!». Приз Московского международного кинофестиваля.
      16 декабря 1983 — Александров умирает от инфекции в почках в Кремлевской больнице, куда его положили на обследование.

Свободная энциклопедия "Википедия"



   назад