←  История науки

Исторический форум: история России, всемирная история

»

60 лет полёту Гагарина

Фотография Болингброк Болингброк 12.04 2021

А ведь 12 апреля - юбилей. 60 лет полёту Гагарина. С чем всех и поздравляю!  


Сообщение отредактировал Болингброк: 12.04.2021 - 00:13 AM
Ответить

Фотография Пугач Пугач 12.04 2021

Юра, прости!

 

Мы всё спустили в унитаз....


Сообщение отредактировал Пугач: 12.04.2021 - 11:54 AM
Ответить

Фотография FGH123 FGH123 12.04 2021

Вроде межпланетный буксир строим... кажется, не все так плохо.

Ответить

Фотография Пугач Пугач 12.04 2021

 

А почему только русские?

Потому что это праздник для всех русских людей. Мы стали в космосе первыми. И мы будем там последними.

 

А для казахов, беларусов, украинцев - не праздник? 

Вы им отказываете?

Ответить

Фотография Alisa Alisa 12.04 2021

Пугач, я уже ответила на ваш вопрос. Хотите подробностей, Болингброк создал для вас прекрасную тему - http://istorya.ru/fo...535#entry549949 задавайте свои вопросы там, если хотите получить ответ (в чем я сомневаюсь).

Здесь не надо оффтопа.

 

Космос наш.

Ответить

Фотография ИванЛаптев ИванЛаптев 13.04 2021

Вроде межпланетный буксир строим... кажется, не все так плохо.

Всё плохо. Даже воздушный космонавт устал от такой жизни.

Ответить

Фотография Шановный Пан Шановный Пан 13.04 2021

Мы стали в космосе первыми. И мы будем там последними.

 

Великолепная в своей двусмысленности фраза!


Космос наш.

 

Перечислите великие космические достижения путинцев за последние 22 года.

Ответить

Фотография Alisa Alisa 13.04 2021

Перечислите великие космические достижения путинцев за последние 22 года.

Как вас корежит от наших успехов. А будет корежить ещё больше, запасайтесь валерьянкой. 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 13.04 2021

Стан просит разместить следующий материал -

 

Первый в истории человечества.

Обычный советский космонавт.

 

Среди отдыхающих санатория «Сочи» Гагарин не выделялся ничем, кроме, пожалуй, автографов, которые были популярны в те годы.
 
Все, что могло бы отличить его от массы отдыхающих как мировую знаменитость, в поведении Гагарина отсутствовало. 
 
Без всякой охраны и задранного носа Гагарин ходил на пляж, в столовую, в кинозал и играл в волейбол...

 

2200364_original.jpg

Ответить

Фотография Шановный Пан Шановный Пан 13.04 2021

Что-то как сказала Алиса бессмертную фразу: «Мы стали в космосе первыми. И мы будем там последними», — так ее тему и прикрыли.

 

А фраза замечательная, не хуже, чем у Черномырдина получилась.

Ответить

Фотография Шановный Пан Шановный Пан 13.04 2021

Мы стали в космосе первыми:

 

49ec46536e7b464d9a72fa3174062ffb.jpeg

 

 

И мы будем там последними

 

1036337d9b91444a99b28c516b5bdeaf.jpeg

Ответить

Фотография Пугач Пугач 13.04 2021

Мы стали в космосе первыми:

 

 

 

 

И мы будем там последними

 

 

dermo.jpg

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 13.04 2021

Гайз, вроде у нас новая ракета ангара на подходе, говорят, более экологичная...

Ответить

Фотография Пугач Пугач 13.04 2021

Гайз, вроде у нас новая ракета ангара на подходе, говорят, более экологичная...

Ага. На подходе...

Ответить

Фотография Шановный Пан Шановный Пан 14.04 2021

Главы из книги Юрия Батурина «Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе»

«Без риска космос не освоить»

Автономные испытания корабля «Восток» проходили с 27 по 30 марта. Было выявлено 20 дефектов, сделано 52 замечания и проведено 48 доработок. Испытания ракеты-носителя на технической позиции продолжались с 30 марта по 6 апреля. В этот период было проведено еще 48 доработок, из них шесть серьезных, и устранен ряд замечаний по конструкции изделия, по двигательной установке и по системе управления.

По расчетам, вероятность успешного завершения полета пилотируемого корабля составляла 0,875, а вероятность спасения жизни космонавта даже при неудачном запуске с учетом системы аварийного спасения составляла уже 0,94. Тогдашние требования к уровню надежности составляли 0,95. Но это был расчет «схемной» надежности. В реальных условиях подготовки к старту степень надежности пилотируемого космического комплекса менялась. Так, до последнего предстартового дня вносились предложенные технические изменения, которые надежность комплекса частично снижали.

У корабля «Восток» все жизненно важные системы были задублированы, кроме тормозной двигательной установки (ТДУ), поэтому для возможности аварийного спуска в случае отказа тормозного двигателя была выбрана орбита, которая обеспечивала время существования корабля в космосе от 2 до 7 суток. Таким образом, резервным режимом спуска было естественное торможение в атмосфере. Но практически отсутствовала возможность спасения космонавта на старте. Системы аварийного спасения тогда не было.

5 апреля 1961 года советские космонавты и специалисты вылетели на полигон. Корабля на космодроме еще не было, и С.П. Королев в связи с этим сильно нервничал. Оказалось, что во время последнего перед отправкой корабля на полигон испытания антенного тракта в электропроводке произошло короткое замыкание. Разобрали чуть ли не половину корабля, но короткое замыкание пропало. Поэтому, чтобы не рисковать, приняли решение заменить весь тракт, а корабль отправлять в Тюра-Там по частям (это особо взволновало С.П. Королева). Первым отправили приборно-агрегатный отсек. Во время его испытаний на полигоне при опробовании работы двигателей ориентации обнаружилась нечеткая работа одного из клапанов, управляющего расходом газа. Его пришлось заменить. Спускаемый аппарат был доставлен с опозданием на два дня.

Во время испытания ракеты-носителя отказало одно из реле. Его заменили, но при проверке электросети вдруг обнаружился «минус» на корпусе. Поиск места контакта весьма затруднителен из-за ограниченности доступа к оборудованию внутри ракеты. Следствием может быть отмена пуска. Но кто-то вспомнил, что двигателисты во избежание попадания пыли в электрические разъемы закрывают их подручными средствами. Может быть, именно эти нештатные приспособления и дают «минус» на корпусе? Предположение подтвердилось. Отстыковки всей кабельной сети не потребовалось. С.П. Королеву доложили: «Необходимости в повторении испытаний нет». Но Сергей Павлович оставался хмурым. История с «минусом» на корпусе вызвала у него тягостные воспоминания. Во время одного из первых запусков ракеты Р-7 он не принял во внимание появление такого «минуса» на корпусе. Это привело к аварии. В этот раз предстояло пускать корабль с человеком!

9 апреля 1961 года контрольное взвешивание космонавта с креслом показало превышение веса полезной нагрузки над расчетным значением. Днем спустя проблему решили по-русски: обрезали электрические жгуты с разъемами, обеспечивающими систему аварийного подрыва беспилотной машины и не задействованными на пилотируемом корабле; но проделано это было на изделии, прошедшем полный цикл электрических испытаний и подготовленном для стыковки с ракетой-носителем. Поскольку работы проводились в спешке, без анализа схемы бортовой сети, заодно, как оказалось, отрезали по одному датчику давления и температуры. Правда, они были зарезервированы. Хуже было то, что в результате появилась «паразитная» гальваническая связь наземных шин с корпусом спускаемого аппарата. Ее заметили лишь на следующий день.

 

-----------------------------------------------

Юрий Батурин -- член-корреспондент РАН, летчик-космонавт РФ


Сообщение отредактировал Шановный Пан: 14.04.2021 - 07:58 AM
Ответить

Фотография Шановный Пан Шановный Пан 14.04 2021

Главы из книги Юрия Батурина «Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе»

Накануне

11 апреля ракета-носитель с космическим кораблем была вывезена на стартовую позицию. Начались предпусковые проверки. В это время и обнаружилось, что технологическая шина электропитания, с помощью которой проводились все испытания, связана с корпусом корабля. Эта связь появилась в результате проведенных работ по снижению веса. При плотном монтаже аппаратуры в спускаемом аппарате и в условиях, когда ракета находится на старте, найти дефект не представлялось возможным. Инженеры искали решение и к ночи нашли: отключиться от мотор-генератора и обеспечить питание с помощью аккумуляторов. Королев утвердил это решение, и в течение ночи новая схема была собрана и проверена.

В ночь на 12 апреля произошло следующее.

Как мы помним, резервным режимом спуска было естественное торможение в атмосфере. Однако в этом случае орбита постепенно превращается в круговую, и корабль падает в нерасчетную точку под трассой полета. Попади он в океан, служба поиска вряд ли бы его нашла, и космонавт, выполнив задачу, погиб бы на Земле. До последнего продолжали искать способ посадки космонавта на территорию Советского Союза.

И вот появилась идея использовать аэродинамическую несимметричность. Если с помощью ручной системы ориентации проходить перигей «носом» корабля вперед, обеспечивая минимум сопротивления, а апогей — поперек потока с максимумом сопротивления, тогда по законам небесной механики может сохраниться эллиптичность орбиты. Затем, выбирая области торможения, возможно переместить перигей так, чтобы захват космического корабля атмосферой происходил в нужной области орбиты, и он приземлился бы на расчетную территорию. Космонавту просто следовало выдать программу разворотов корабля, обеспечивающую его посадку на нашей территории.

Программа была написана 11 апреля. Перед стартом С.П. Королев дал Гагарину расчеты разворотов и проинструктировал о новом методе спуска. Впоследствии этот способ был официально принят к использованию и космонавты сдавали по нему экзамен. Что же касается автора решения -- О.В. Гурко, -- то, как у нас водится, он получил взыскание и был лишен квартальной премии за то, что занимался неплановой работой.

 

-----------------------------------------------

Юрий Батурин -- член-корреспондент РАН, летчик-космонавт РФ

Ответить