←  Выдающиеся личности

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Джироламо Савонарола

Фотография stan4420 stan4420 20.07 2019

Монах у власти

 

Весной 1498 года был арестован священник, харизматик, пламенный проповедник, обличитель язв общества и Римской курии, одно время фактический правитель Флоренции Джироламо Савонарола. Свою жизнь он закончил на виселице 23 мая 1498 года под восторженный рев той самой толпы, которая еще недавно была готова выполнить любой его призыв. 

212190_800.jpg

Его жизнь — трагический пример того, как деятельный идеалист-романтик, вознамерившийся построить Царство Божие на земле — хотя бы в одном отдельно взятом городе, — несмотря на всю свою искренность и чистоту помыслов, попадает в извечную дьявольскую ловушку, увлекая в нее за собой своих последователей.

Savonarola-202x300.jpg

Конечно, когда отвергнутый любимой девушкой юный школяр вместо того, чтобы по примеру отца стать врачом, сбежал из родного дома в монастырь, он вряд ли мечтал «глаголом жечь сердца людей». Но его страстной натуре мало было того, что сам он вел суровую жизнь и даже книги свои подарил монастырю, оставив себе только Библию. Так возмущало его несовершенство того, что он видел вокруг, что настоятель, спасая спокойствие братии, послал его проповедником в другие города. Так Савонарола попал во Флоренцию, ставшую его судьбой.

Но любви с первого взгляда не получилось. Город республиканцев-гуманистов не принял обличений республиканца-христианина. Тем более что к тому времени дальновидные Медичи успели не только прибрать к своим рукам власть, но и самих гуманистов с их проповедью справедливого государственного устройства, требованием соблюдения законности, справедливости, свободы и великодушия превратить в придворных и чиновников-исполнителей.

Козимо Медичи, богатейшим банкир Италии, придя в 1434 году к власти, главной своей задачей поставил укрепление государства путем концентрации в своих руках как можно большего количества властных полномочий, хотя формально Флоренция оставалась республикой. А его преемник Лоренцо Медичи Великолепный уже откровенно тратил общественные деньги на непомерные личные расходы и бесстыдное сладострастие, чем быстро развратил народ.

И тут появляется какой-то монах и начинает на каждом углу клеймить все человеческие слабости. Нет, не понравился Савонарола веселым «креативным» флорентийцам. Пришлось ему на несколько лет уехать в глубинку, где народ, не испорченный утонченным светским образованием, толпами стекался в церковь послушать пламенного проповедника. В нем видели чуть ли не библейского пророка. Да он и сам считал, что Господь призвал его проповедовать добродетель и обличать пороки — деспотизм, продажность чиновников, развращенность и цинизм образованных людей. А те уже считали Савонаролу новым Сократом.Партии при нем прекратили свое существование, неугодные были изгнаны, казнены или брошены в тюрьму. Но усиливая диктатуру, Лоренцо Медичи любил порассуждать о добродетели и бессмертии души, и щедро снабжал деньгами и заказами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико делла Мирандола. А любимым его занятием было устраивать всевозможные праздники и карнавалы. Флоренция при нем стала городом вечных праздников и удовольствий.

Когда он окончательно вошел в моду, его вернули во Флоренцию. Теперь изнеженная публика сама хотела нравственного преображения. Савонарола клеймил роскошь женских нарядов, и дамы снимали украшения и приходили в церковь в скромных платьях. А монах уже властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат.

Die_Gartenlaube_1873_b_751-1-700x480.jpg

Когда же наследник Лоренцо Медичи Пьеро довел Флоренцию до политического кризиса и сбежал, Савонарола остался единственным человеком, облеченным доверием горожан, и принялся за воплощение своей мечты — построение справедливой христианской республики. Он установил в городе демократическое правление, провел налоговую реформу, основал заемный банк, дававший ссуды под низкий процент, провозгласил синьором Флоренции Иисуса Христа и принялся за нравственное возрождение народа.

Флорентийцы постились, ходили в церковь, на улицах вместо песен пели псалмы, читали только Библию, во время балов и маскарадов Савонарола назначал проповеди, святотатцам велел вырезать языки, азартных игроков наказывал огромными штрафами, развратников и гомосексуалистов приказывал жечь живыми.

Все это очень нравилось простонародью и все больше раздражало интеллигенцию и аристократов. Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела, потом Папа вообще запретил ему проповедовать. Но Савонарола не подчинился, он просто уже не мог остановиться.

А между тем к городу подступали то французы, то герцог Миланский, свирепствовали болезни, начался голод, денег в казне не было.

Все вдруг словно потеряли головы от страха: республике грозили и Папа, и Сфорца, и вся лига итальянских князей, и все это, казалось, из-за одного монаха. От Савонаролы разом отшатнулись все, кроме нескольких учеников.Флорентийцы давно отвыкли от самоуправления, и двадцать новичков, выбранных из разных сословий в городской совет, ни о чем не могли между собой договориться. Привычная вольготная жизнь, производство, торговля — все вдруг замерло, рабочий люд шлялся без дела по улицам, стонал от голода и грозил бунтом. Народ затосковал по «сильной руке». «Джироламо обманул нас. Вот оно, обещанное Флоренции счастье!» — роптали уставшие от непривычных душевных усилий горожане.

12 мая 1497 года папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от Церкви. В ответ тот заявил, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору. Тогда Папа, угрожая отлучением всей Флоренции, потребовал заключить его в тюрьму. Началось следствие с жестокими пытками. Но и в тюрьме Савонарола продолжал писать обличительные письма. Даже за несколько часов до смерти поступить по-монашески, по-христиански — смириться и покаяться в своих собственных грехах — он так и не смог.

23 мая 1498 года при огромном стечении народа он был повешен, а тело его потом сожгли. Построить Царство Божие не земле ему так и не удалось.
 

 

Марина Борисова

Ответить

Фотография Стефан Стефан 20.07 2019

САВОНАРО́ЛА (Savonarola) Джироламо (Иероним) (21.9.1452, Феррара – 23.5.1498, Флоренция), итал. религ. деятель, проповедник и социальный реформатор. Из старинного падуанского рода. В Болонье в 1475 принят в доминиканский монастырь, в 1478 рукоположен. С 1482 во флорентийском мон. Сан-Марко (Св. Марка). В 1487–88 преподавал на богословском ф-те Болонского ун-та, затем в течение 2 лет проповедовал в городах Ломбардии, пророчествовал о наказании погрязшей в пороке Церкви и её грядущем обновлении. В 1490 по просьбе Лоренцо Медичи вернулся во Флоренцию. С 1491 настоятель мон. Сан-Марко. Ужесточил монастырский устав: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, в монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем основал школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. С. поощрял занятия науками, в особенности богословием и философией; в целях лучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников начал преподавание др.-греч., др.-евр. и некоторых вост. языков. В числе почитателей С. были Дж. Пико делла Мирандола, А. Полициано, С. Боттичелли, Микеланджело. Обличение дурных обычаев, роскоши и развратной жизни верхов общества привело к конфликту С. с Медичи. В 1493 С. был удалён в Болонью. В проповедях 1494–95 выступил за восстановление республики. По его предложению после изгнания Пьеро Медичи во Флоренции были учреждены Большой совет в качестве высшего органа гос. власти и Совет восьмидесяти как совещат. инстанция при синьории, а также проведена налоговая реформа. Вместе с тем были запрещены собрания всего гор. населения, которые, по мнению С., могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 по инициативе С. основан ломбард (заёмный банк с низким процентом), из Флоренции изгнаны ростовщики. По настоянию С. монахи мон. Сан-Марко в 1495–98 приобрели коллекцию греч. и лат. рукописей, принадлежавшую Медичи, для монастырской б-ки (единственного доступного для общего пользования книгохранилища Европы). Под влиянием С. во Флоренции прекратились азартные игры, маскарады и карнавалы. Преобразования вызвали недовольство как приверженцев Медичи, так и сторонников аристократич. правления. В мае 1497 папа Римский Александр VI отлучил С. от Церкви. Под угрозой интердикта в марте 1498 флорентийская Синьория запретила С. выступать с проповедями. После ряда провокаций, устроенных противниками С., разъярённая толпа захватила мон. Сан-Марко. С., заключённый под стражу, был подвергнут пыткам и приговорён к смертной казни как еретик. Повешен, а затем сожжён.

 

f838e9aac43b.jpg

Дж. Савонарола. Портрет работы Моретто да Брешиа. 1524. Музей Кастельвеккьо (Верона, Италия).

 

С. принадлежит ряд богословских, религиозно-назидат., философских и политич. трудов: трактаты «О презрении к миру» («De contemptu mundi»), «Торжество Креста» («Triumphus Crucis»), «Утешитель стези моей» («Solatium itineris mei»), «Трактат против астрологов» («Trattato contro gli astrologi»), «Трактат о государственном устройстве Флоренции» («Trattato circa el reggimento e governo della cittа̀ di Firenze»), диалог «О пророческой истине» («De veritate prophetica»).

 

 

Соч.: Opere complete. Roma, 1955–1999. Vol. 1–20; Молитвы из темницы / Пер. В. Гайдука // Ченти Т. С. Дж. Савонарола, монах, который потряс Флоренцию. М., 1998; Письма и речи // Виллари П. Дж. Савонарола и его время. M., 2002; Трактат об управлении Флоренцией / Вступ. ст., пер. и коммент. У. С. Рахновской // Средние века. М., 2002. Вып. 63.

 

Лит.: Riche M.-L. Le drame de Savonarole. P., 1967; Hugede N. Savonarole et les Florentins. P., 1984; Краснова И. А. Политическое устройство Флоренции в представлении Дж. Савонаролы (по трактату «Управление Флоренцией») // Средние века. М., 1994. Вып. 57; Гайдук В. П. Начала парламентаризма в Италии: «Трактат о государственном устройстве Флоренции» Дж. Савонаролы // Из истории европейского парламентаризма: Италия. М., 1997; Ridolfi R. Vita di G. Savonarola. Firenze, 1997; idem. Prolegomeni e aggiunte alla vita di G. Savonarola. Firenze, 2000; Klein R. Il processo di G. Savonarola. Ferrara, 1998; Брагина Л. М. Интерес к Савонароле в отечественной историографии // Россия и Италия. М., 2000. Вып. 4; Топорова А. В. Феномен Савонаролы // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001.

 

Кудрявцев О.Ф. Савонарола Дж. // Большая российская энциклопедия

http://bigenc.ru/wor...ry/text/3527314

Ответить

Фотография Стефан Стефан 18.08 2019

САВОНАРО́ЛА (Savonarola) Джиро́ламо Мари́я Франче́ско Матте́о ‒ итал. свящ.-доминиканец (ОР), рел. писатель, проповедник и социальный реформатор; род. 21.09.1452, Феррара (Италия), ум. 23.05.1498, Флоренция (Италия).

 

Происходил из старинного падуанского рода. По семейной традиции должен был стать медиком, однако предпочитал богословие, изучал труды →Фомы Аквинского и др. ср.-век. аристотеликов. Неразделенная юношеская любовь укрепила в С. намерение посвятить жизнь служению Богу: в 1475 С. прибыл в Болонью, где был принят в монастырь →доминиканцев. По-видимому, в 1478 был рукоположен в священники. В монастыре С. занимался обучением новициев. Его стихотворные опыты того времени свидетельствуют о скорби и негодовании молодого монаха по поводу {458} положения, в котором находилась Церковь, и упадка нравов среди духовенства. В 1482 С. обосновался во флорентийском мон. Св. Марка. Первые опыты публичных проповедей во Флоренции не нашли отклика у слушателей; признание к С. пришло в тосканском городке Сан-Джиминьяно. В 1487‒88 С. преподавал на богосл. ф-те →Болонского университета, затем в течение двух лет проповедовал в городах ломбардской провинции доминиканцев (Феррара, Брешиа, Генуя).

 

В 1490 С. по просьбе Лоренцо →Медичи, фактического правителя города, был возвращен во Флоренцию и возобновил преподавание в мон. Св. Марка. На этот раз публичные проповеди С. стяжали успех у флорентийцев, и с 1491 ему было доверено проповедовать в кафедр. соборе Санта Мария дель Фьоре. В том же году С. был избран настоятелем мон. Св. Марка. Обличая нравы высших слоев об-ва, С. вступил в конфликт с правившим Флоренцией семейством Медичи; легенда, согласно которой С. отказал в отпущении грехов Лоренцо Медичи, вызывает сомнение историков. Стараниями Пьеро Медичи в 1493 С. был удален в Болонью, но ненадолго.

 

По возвращении С. провел преобразования в мон. Св. Марка: настоял на строгом соблюдении обета бедности, распорядился продать имущество монастыря, запретил проявления роскоши в быту монахов, обязал их своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем организовал школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. С. поощрял занятия богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Св. Писания и для подготовки миссионеров ввел преподавание древнегреч., древнеевр. и некоторых вост. языков. В числе почитателей С. были гуманисты Дж. →Пико делла Мирандола, А. Полициано, художники С. →Боттичелли, →Бартоломео делла Порта, юный →Микеланджело. В нем видели не просто проповедника, но пророка, обладавшего даром предсказывать грядущие события ‒ напр., франц. вторжение в Италию осенью 1494, приведшее к изгнанию Медичи из Флоренции.

 

В проповедях кон. 1494‒95 С. решительно выступил в пользу восстановления республики. По его предложению во Флоренции были учреждены Большой совет в качестве высшего органа гос. власти с полномочиями избирать магистраты и принимать законы и Совет Восьмидесяти в качестве совещательной инстанции при Синьории, пр-ве республики, а также проведена налоговая реформа. Вместе с тем были запрещены парламенты ‒ собрания всего городского населения, которые, по мнению С., могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 при поддержке С. был основан ломбард, или заемный банк с низким процентом, предназначенный для того, чтобы оказывать помощь малоимущим слоям населения и лишить наживы ростовщиков. По настоянию С. монахи мон. Св. Марка в 1495‒98 выкупили ценнейшую коллекцию греч. и лат. рукописей, принадлежавшую ранее Медичи, чем спасли {459} ее от распродажи, и поместили ее в монастырской библиотеке ‒ в то время единственном доступном для общего пользования книгохранилище Европы.

 

С. сильно повлиял на характер повседневной жизни Флоренции. Он призывал строго соблюдать посты, посещать храмы, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия, даже возвращать «неправедно приобретенное». В карнавальные дни 1497 и 1498 по его инициативе были устроены т.н. сожжения «суеты» ‒ шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков ‒ всех атрибутов веселых празднеств и забав.

 

Усиление обществ. влияния С. в 1495‒98 вызвало недовольство как приверженцев Медичи, так и сторонников аристократического республиканского правления, среди которых особенно негодовали т.н. «озлобленные» (arrabbiati). Это недовольство разделяли и в Риме из-за того, что С. обличал его нравственную распущенность, уподобляя Рим Вавилону. Папа →Александр VI сначала распорядился не предпринимать никаких мер в отношении С., но затем в своих бреве попытался добиться от С. прекращения его проповедей, в которых видел проявление нетерпимости и фанатизма; в мае 1497 Папа отлучил С. от Церкви, тот отказался признать отлучение законным и заявил о праве апеллировать к вселенскому собору. Под угрозой папского →интердикта в марте 1498 флорентийская Синьория запретила С. выступать с проповедями.

 

В апр. 1498 противники С. устроили провокацию: для доказательства правоты ему предложили подвергнуться Божьему суду ‒ испытанию огнем (однако оно не состоялось). Воспользовавшись растерянностью сторонников С., «озлобленные» настроили против него толпу, которая ворвалась в мон. Св. Марка и схватила С. Заключенный под стражу, С. был подвергнут пыткам, но гонители не добились от него признаний вины. С. и двое его товарищей были осуждены на смерть в качестве еретиков, повешены и сожжены.

 

С. оставил ряд богосл., религиозно-назидательных, филос. и полит. трудов. Помимо созданного в молодые годы трактата De contemptu mundi (О презрении к миру) важнейшими из них считаются относящиеся к последнему периоду жизни С. сочинения: апологетическая работа Triumphus Crucis (Торжество Креста), диалог De veritate prophetica (О пророческой истине), Solatium itineris mei (Утешитель стези моей), Trattato contro gli astrologi… (Трактат против астрологов), Trattato el reggimento e governo della città di Firenze (Трактат о государственном устройстве Флоренции), проповеди на Пс 31 и Пс 51.

 

Благодаря →Максиму Греку, который в 1502‒04 был послушником мон. Св. Марка, «известия о достохвальном житии и мученической кончине» С. проникли в далекую Московию.

 

Вскоре после смерти С. в некоторых доминик. монастырях Тосканы началось его почитание как святого. Среди почитателей С. были свв. →Филипп Нери и {460} →Екатерина Риччи, а также Папа →Климент VIII. После ряда попыток в прошлом процесс беатификации С. возобновлен в 1998 в связи с 500-летием смерти С.

 

 

Соч.: Opere complete. Bol., 1952‒98. 28 vol.; Письма и речи Савонаролы // Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. СПб., 1913, т. 2, с. 201‒284; Молитвы из темницы / Пер. В.П. Гайдука // Ченти Т.С. Джироламо Савонарола, монах, который потряс Флоренцию. М., 1998, с. 185‒271; Трактат об управлении Флоренцией / Вступ. ст., пер. и коммент. У.С. Рахновской // Средние века 63 (2002), 268‒301.

 

Лит-ра: Осокин А.Н. Савонарола и Флоренция. Казань, 1863; Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. СПб., 1913. 2 т.; Синицына Н.В. Максим Грек и Савонарола (О первом рукописном собрании сочинений Максима Грека) // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972, с. 149‒156; Иванов А.И. Максим Грек и Савонарола // Богословские труды 12 (1974), 184‒208; Краснова И.А. Политическое устройство Флоренции в представлении Джироламо Савонаролы (по трактату «Управление Флоренцией») // Средние века 57 (1994), 138‒157; Гайдук В.П. Начала парламентаризма в Италии: «Трактат о государственном устройстве Флоренции» Джироламо Савонаролы // Из истории европейского парламентаризма. М., 1997, с. 8‒32; Ченти Т.С. Джироламо Савонарола, монах, который потряс Флоренцию. М., 1998; Топорова А.В. Феномен Савонаролы (1452‒1498) // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001, с. 172‒188; Schnitzer J. Savonarola. Mü., 1924; Sementovsky-Kurilo N. Savonarola Revolutionär, Ketzer oder Prophet? Olten, 1950; Mounin G. Savonarole. P., 1960; Ridolfi R. Vita di Girolamo Savonarola. Fi., 1974; Riche M.-L. Le drame de Savonarole. P., 1976; Hygede N. Savonarole et les Florentins. P., 1984; Centi T.S. // BSApp 2, 128093; Polizzotto L. The Elect Nation: The Savonarolan Movement in Florence, 14941545. Ox., 1994; Centi T.S. La scomunica di G. Savonarola: Santo о ribelle? Mi., 1996; Cloulas I. Savonarola o la rivoluzione di Dio. Casale Monferrato, 1998; Klein R. Il processo di Girolamo Savonarola. Ferrara, 1998; Ridolfi R. Prolegomeni e aggiunte alla Vita di Girolamo Savonarola. Fi., 2000. {461}

 

Кудрявцев О. Савонарола Дж.М.Ф.М. // Католическая энциклопедия. Т. 4. Изд-во францисканцев, 2001. Столб. 458‒461.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 18.08 2019

ОБ ИСКУССТВЕ ХОРОШО УМИРАТЬ

 

Итак, сегодня утром, желая говорить об искусстве хорошо умирать и, как я вам вчера сказал, дав вам немного сухой пищи, мы не хотим вас отягощать доказательствами того, что человеку предстоит умереть; потому что это было бы излишне и ты скажешь: «Отче, это — потерянное время: мы знаем, что мы имеем умереть». Поэтому я хочу оставить это в стороне и направлю свои усилия на то, чтобы убедить человека закрепить в своем уме мысль, что ему предстоит умереть; и покажем, что, памятуя о смерти, человек получает от этого большую пользу, и, конечно, если память смертная будет постоянно жить в нем, ему будет от этого большое благо. Памятование смерти имели все святые мужи в древности, и это приводило к тому, что они жили в большой духовной строгости к себе, и вот, теперь они пребывают в раю и блаженстве. Так что человеку весьма полезно памятование смерти; потому что, по христианскому верованию, ни начало, ни середина не приносят пользы, если при этом не будет подобающего завершения. Так что нужно всегда заботиться о том, чтобы сделать это завершение хорошо, а для этого надо всегда памятовать о смерти. И поэтому Премудрый, предначиная нашу тему, говорит в своей книге: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39); то есть во всех твоих поступках, о человек, помни о конце твоем. Помни, человек, что тебе предстоит умереть; и когда ты утвердишься в памяти этого, ты вовек не согрешишь, то есть не сделаешь никакого греха.

 

Савонарола

https://litresp.ru/c...horosho-umiratj


Памятник Савонароле в Ферраре

 

savonarola61.jpg

Ответить

Фотография Стефан Стефан 18.08 2019

ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ ДЖИРОЛАМО САВОНАРОЛЫ

 

1452 21 сентября Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола родился в Ферраре в семье купца Никколо ди Микеле Савонаролы и Елены Бонакорси, происходившей из аристократического рода Мантуи. Был третьим ребенком, всего в семье было семеро детей.

 

1472 Пишет канцону «О падении мира» («De ruina mundi»).

 

1475 Апрель Покидает родительский дом и вступает послушником в монастырь св. Доминика в Болонье. Пишет канцону «О падении Церкви» («De ruina Ecclesiae»).

 

1476 Принимает монашеские обеты.

 

1477 Принимает священство.

 

1479 Монастырь отправляет Савонаролу в Феррару.

 

1481 В конце года Савонарола прибывает в монастырь Сан-Марко во Флоренции.

 

1482 Апрель Капитул доминиканской конгрегации Ломбардии назначает Савонаролу лектором во флорентийском монастыре Сан-Марко и поручает ему обучать новициев. На капитуле Савонарола знакомится с Пико делла Мирандолой, на которого производит сильное впечатление.

 

1484 Савонароле поручено проповедовать в приходе Медичи, в церкви Сан Лоренцо.

 

1484‒1485 Два года подряд Великим постом Савонарола проповедует в Сан-Джиминьяно. Именно здесь он впервые высказывает идеи, ставшие ключевыми для всей его проповеднической деятельности: в скором времени Церковь понесет наказание за грехи, а затем будет обновлена.

 

1486 Проповедует в Брешии.

 

1487 Назначен преподавателем в монастырской школе (studium generale) Сан Доменико в Болонье.

 

1488 Возвращается в Феррару, где в течение двух лет живет в монастыре Санта-Мария-дельи Анджели. Проповедует в Брешии, Мантуе, Модене, Пьяченце.

 

1489 Лоренцо Медичи под влиянием Пико делла Мирандолы обращается к Генералу доминиканского ордена с просьбой вновь прислать Савонаролу во Флоренцию. {304}

 

1490 Июнь Савонарола возвращается во Флоренцию. Легенда гласит, что при входе в город ему встречается незнакомец и произносит такие слова: «Соверши то, ради чего ты послан Богом во Флоренцию».

 

Август С 1 августа Савонарола читает проповеди на Апокалипсис (Откровение) и на первое послание апостола Иоанна.

 

1491 16 февраля Впервые проповедует с кафедры собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

 

Июль Назначен настоятелем монастыря Сан-Марко. Принимается за его реформу.

 

Август Начинает чтение цикла проповедей на книгу Откровения (закон чит его в начале следующего года).

 

Увидел свет его «Трактат о вдовьей жизни».

 

В Рождественский пост читает проповеди на первое послание Иоанна Богослова. Начинает цикл проповедей на книгу Бытия (закончит его в Великий пост 1494 г.).

 

1492 Опубликованы сочинения Савонаролы «Трактат о Иисусовой любви», «Трактат о смирении», «Трактат о молитве», «Трактат в защиту умной молитвы».

 

Апрель По просьбе Лоренцо Медичи приходит дать ему предсмертное благословение.

 

1493 Савонарола добивается отделения монастыря Сан-Марко от ломбардской конгрегации. Становится генеральным викарием новообразовавшейся тосканской конгрегации.

 

Великим постом читает проповеди в Болонье, где вступает в конфликт с женой правителя города Бентивольо.

 

1494 Конец августа Войска Карла VIII вступают в Италию.

 

Октябрь ‒ ноябрь Пьеро Медичи без особой необходимости сдает Карлу VIII ряд крепостей, а также Пизу и Ливорно, открывая тем самым путь к Флоренции.

 

Ноябрь Восставшие флорентийцы изгоняют Пьеро из Флоренции. Установление республики. Савонарола в составе посольства отправляется во французский лагерь, где обращается к Карлу VIII со своей знаменитой речью, в которой называет его «орудием Божиим», и призывает к милосердию по отношению к флорентийцам.

 

17 ноября В день вступления французских войск во Флоренцию умирает Пико делла Мирандола, которого накануне Савонарола постриг в монахи-доминиканцы.

 

Ноябрь ‒ декабрь Савонарола читает цикл проповедей на книгу пророка Аггея, в котором предлагает программу политического переустройства Флоренции. Активно участвует в создании республиканских институтов.

 

1495 Январь ‒ февраль Читает проповеди на Псалмы.

 

Март ‒ апрель Читает цикл проповедей на книгу Иова. {305}

 

Июнь Савонарола вновь встречается с Карлом VIII в Поджибонси и получает от него обещание не возвращаться во Флоренцию и не причинять ей вреда.

 

Июль Папа Александр VI приглашает Савонаролу в Рим для обсуждения ряда проблем, тот отказывается, ссылаясь на здоровье.

 

Август Опубликован «Сборник откровений» Савонаролы.

 

8 сентября Папа издает бреве, в котором обвиняет Савонаролу в ереси и ложных пророчествах. Савонарола не принимает обвинений, вступает в полемику с Папой.

 

Октябрь Папа отменяет предыдущие указания, но оставляет в силе временный запрет на проповеди. Савонарола публикует сочинения «О десяти заповедях» и «О простоте христианской жизни».

 

Декабрь В «Письме к другу» Савонарола отвергает обвинения в ереси и защищает политическую реформу во Флоренции.

 

1496 Февраль С папского разрешения Савонарола начинает цикл великопостных проповедей на книги пророков Амоса и Захарии, не воздерживаясь от обвинений в адрес Папы.

 

Апрель Проповедует в Прато; среди его слушателей ‒ Марсилио Фичино.

 

Май ‒ ноябрь Читает цикл проповедей на книги Руфи и Михея.

 

Август Публично отказывается от папского предложения принять кардинальский сан в обмен на обещание прекратить критиковать Церковь в проповедях.

 

Ноябрь Начинает цикл проповедей на Иезекииля (закончит его Великим постом следующего года).

 

1497 Февраль Савонарола организует «сожжение суеты».

 

Май ‒ июнь Александр VI отлучает Савонаролу от Церкви (два папских бреве ‒ 13 мая и 18 июня).

 

19 июня В «Письме всем христианам и возлюбившим Бога против отлучения, добытого обманом» Савонарола объявляет отлучение недействительным и продолжает проповедовать. Позже пишет еще одно письмо ‒ «Против неправильно изданного отлучения».

 

Июль Синьория обращается к Папе с просьбой об отмене отлучения. Савонарола пишет богословский трактат «Триумф Креста».

 

1498 Февраль ‒ март Савонарола читает проповеди на книгу Исхода. Второе «сожжение суеты». Очередное папское бреве, требующее выдачи Савонаролы Папе. Синьория пишет письмо в защиту Савонаролы. Савонарола пишет «Трактат об управлении городом Флоренцией».

 

17 марта Синьория запрещает Савонароле проповедовать.

 

19 марта Последняя проповедь Савонаролы. Прощание с народом. Савонарола пишет Папе письмо, в котором объясняет мотивы своих действий и наставляет и обвиняет Папу. {306}

 

Пытается собрать церковный Собор для решения своего дела. В связи с этим пишет «Письма к государям» (королям Франции, Испании, Англии, Венгрии и германскому императору). Письма были перехвачены и доставлены Папе.

 

7 апреля «Испытание огнем», так и не состоявшееся из-за неявки противника Савонаролы францисканского монаха Франческо ди Пулья.

 

8 апреля Нападение толпы, организованной Синьорией, на монастырь Сан-Марко.

 

9 апреля Арест Савонаролы.

 

9‒25 апреля Процесс над Савонаролой. Допросы, пытки.

 

26 апреля ‒ 18 мая В тюрьме Савонарола пишет толкования на 30-й и 50-й псалмы, а также по просьбе тюремщика «Правила к доброму житию».

 

19 мая Во Флоренцию прибывают папские комиссары. Новый допрос и пытки.

 

22 мая Вынесение смертного приговора Савонароле и еще двум монахам-доминиканцам.

 

23 мая Казнь: повешение и сожжение тела. Прах бросают в Арно. Папа Александр VI включает сочинения Савонаролы в Индекс запрещенных книг.

 

1558 Папа Павел IV реабилитирует учение Савонаролы и снимает запрет с его сочинений. {307}

 

Джироламо Савонарола. Проповеди на книгу пророка Аггея / Изд. подгот. А.В. Топорова; отв. ред. М.Л. Андреев. М.: Наука, 2014. С. 304‒307.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 19.08 2019

ФИЛОСОФИЯ САВОНАРОЛЫ

 

 

Мы считаем нелишним подробнее остановиться на этих его ранних сочинениях ввиду укорененности старого либерально-буржуазного предрассудка, видящего в Савонароле средневекового реакционера и мракобеса, хотя еще в прошлом веке известный исследователь П.Виллари вполне убедительно доказывал несостоятельность и нелепость подобных взглядов.

 

В частности, П.Виллари писал:

Савонароле принадлежат четыре философских трактата, опубликованные как единое сочинение "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук". В них Савонарола вовсе не выступает закоснелым школьным аристотеликом и схоластом, хотя, конечно, влияние Аристотеля остается у него огромным. Савонарола признает исключительное значение опыта в познании. Всякое познание начинается с ощущения, поэтому в философии отдел, занимающийся миром чувственных вещей, должен предшествовать учению о мире, недоступном чувственному познанию. В основе всякого знания лежат, во-первых, данные чувственного восприятия и, во-вторых, первоначальные принципы, служащие основой всех опытных данных. Главная трудность заключается не в познании этих априорных первопринципов, а в установлении связи между первоидеями и первоначальными ощущениями.

 

"Только тот, кто близко не знает Савонаролы, может подумать, что он как бы хочет возвратиться к средним векам, принести землю в жертву небу, жизнь гражданскую – церковной. Но тому, кто хорошо изучил его жизнь, его труды, он открывается таким, каким он был на самом деле. Он жаждал всего идеального в христианском смысле этого слова, настойчиво твердил современникам, что без добродетели, без самоотречения, без нравственного величия как отдельный человек, так и целое общество неминуемо идут к погибели. Окруженный учеными, философами, поэтами и артистами, между которыми насчитывалось немало горячих его последователей, он вовсе не был врагом итальянского Возрождения. Но он лишь ясно видел, чувствовал, чего недоставало этому движению и что впоследствии привело эту эпоху к гибели. Вере в добродетель, освящаемую религией и освящающую человеческую свободу, он посвятил всю свою жизнь и за нее умер. В итальянском Возрождении, существенную часть которого он составляет, Савонарола является фигурой героической, окруженной ореолом мученичества..." (27, X-XI).

 

 

В гносеологии, а еще более в этике Савонаролы можно констатировать как аристотелистские и фомистские идеи, так и сильное влияние неоплатонизма, воспринятое им при посредстве Марсилио Фичино и Платоновской академии. Вместе с тем Савонарола не является рабским последователем древних философов, единственным руководителем человеческого познания он признает разум и на основе этого естественного разума строит все здание христианской веры. Савонарола постоянно утверждает свободу и свободную волю человека и в своем теологическом трактате "О смирении и милосердии". В другом сочинении этого времени, "О молитве умной", он превозносит как высшую молитву молитву бессловесную, умную и говорит при этом о состоянии экстаза.

http://psylib.org.ua...se010/txt37.htm

Ответить

Фотография Ученый Ученый 19.08 2019

Статуя Савонаролы из мемориала Лютера в Вормсе.

Lutherdenkmal_Worms_13.jpg

Ответить