←  Русь

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Господин Великий Новгород

Фотография Alisa Alisa 24.05 2010

«Господин Великий Новгород» занимает особое место в истории средневековой Руси. С XI века — крупнейший центр древнерусской цивилизации сконцентрировал все лучшее, что было в ней, — архитектуру, живопись, социальное и политическое устройство...

С середины XII по середину XV века Новгород — центр вооруженной борьбы с агрессивными выпадами Швеции и Ливонского ордена. В 1240 году новгородский князь Александр в битве на Неве разбил шведов, за что и получил прозвище — Невский. А в следующем году именно в Новгороде формировалось русское войско, одолевшее в знаменитом «Ледовом побоище» на Чудском озере немецких рыцарей.

Воображению поэтов, писателей, публицистов прошлого века Новгород представал воплощением вольности, республиканских свобод. Исследователей привлекали происхождение и особенности вечевого строя, основанного на выборности лиц высшей администрации: от посадника и тысяцкого (они ведали повседневными делами управления и суда, вопросами войны и мира), местного владыки — архиепископа до уличанских старост, которых выбирали жители одной улицы.

Основы демократического строя, который с таким трудом сегодня рождается в России, много веков назад уже существовали и действовали на ее земле. Что же представляла собой наша северная вечевая республика?


83d824ec3f2d00bc9e2b59de6e08345b.jpg
Вид Великого Новгорода (XIV век) с севера (реконструкция)


Политическая система боярской аристократической республики уникальна для Древней Руси. С XII века власть князя с его дружиной умалялась договорами о правах свободолюбивых новгородцев, скрепленными крестным целованием. Готовые проекты законов и решений предлагал на усмотрение веча Совет господ под председательством архиепископа совместно с городскими властями и так называемыми кончанскими старостами (Новгород состоял из пяти крупных кварталов-концов, делившихся на военные части — сотни). «Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием... Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т. п.», — читаем у историка В. О. Ключевского.

Нередко на вече, куда собирались «всем городом», сталкивались приверженцы враждующих княжеских, а позднее — боярских партий, и тогда дело решалось кровавым побоищем. Когда междоусобие казалось неизбежным, по обеим сторонам реки собирались два веча. Двигаясь навстречу друг другу, они сходились в драке на большом волховском мосту, если духовенство не успевало разнять противников. И хотя политический строй Новгорода сохранял демократическую форму, его правящими социальными группами стали наиболее экономически мощные кланы бояр и торговых людей, соперничавших друг с другом. Частые смуты в вольном городе — отнюдь не «классовая борьба», а распри сильнейших боярских фамилий, связанные, например, со сменой князя. Причем на стороне каждой партии выступала не только знать, но и «людие» — мелкие торговцы, ремесленники и наемные работники...

История Новгорода с ее бурными политическими перипетиями долгое время изучалась только по письменным источникам — обширным летописным сводам, актовым материалам, житийной литературе, писцовым и лавочным книгам. И хотя ни один из древнерусских городов не сохранил такого числа памятников зодчества и монументальной живописи, как Новгород, до рубежа XIX—XX веков их исследовали только искусствоведы, изъяв из общего исторического течения. Лишь с археологическими раскопками, начатыми в 1932 году под руководством профессора А. В. Арциховского, а с 1970-х годов — академика В. Л. Янина, изучение материальной, экономической, политической истории Новгорода Великого приобрело невиданный размах по сравнению не только с древнерусскими, но и с крупнейшими западноевропейскими центрами Средневековья. Велись и реставрации искаженных позднейшими перестройками памятников зодчества, и даже полное восстановление утраченных, например церкви Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве (1380 года), когда фрагменты настенной живописи возрождали из маленьких кусочков фресок — подвижнический труд реставраторов А. П. и В. Б. Грековых. По сути, заново построена церковь Николы на Липне (1292 года), разрушенная во Вторую мировую войну.

Итак, 67 лет почти беспрерывных раскопок в Новгороде. Его климатические особенности и почва оказались идеальной средой для сохранности предметов быта и построек из дерева — главного поделочного и конструктивного материала древности. Значение этого огромно. Историки теперь могут представить, как выглядели и другие крупные города Руси XI—XIII веков, разрушенные татарским нашествием.

1951 год стал этапным в работе Новгородской экспедиции. «В течение 12 лет был раскопан мощный культурный слой толщиной от 6 до 7,5 м на площади 8840 кв. м... Впервые в число исследуемых комплексов вошли не отдельные постройки, а целостные их ансамбли, не части усадеб, а целые усадьбы и даже кварталы города». (Б. А. Колчин, В. Л. Янин).

В том же, 1951, году была обнаружена первая берестяная грамота. Сегодня их число превышает 900, и некоторые ученые заговорили о возникновении новой науки — «берестологии». Берестяные грамоты дали возможность «услышать» голоса средневековых

новгородцев. Предстала иная картина грамотности в древнем Новгороде, да и в других крупных городах Руси, где найдены буквально считанные грамоты. Но теперь понятно, что причина этого — сохранность грамот, а не поголовная неграмотность. Жилые дома, усадьбы обретают реальных хозяев, упомянутые в грамотах имена оказываются известными по летописным и актовым документам — так зримые мосты связывают археологические находки и письменные документы. Среди голосов, пробившихся к нам сквозь толщу веков, звучат деловитость, расчетливость, даже прижимистость. Основная масса грамот XI—XV веков связана с делами о государственных податях, с ростовщичеством, что типично для торгового центра, каким был Новгород. Но среди грамот есть и любовные послания, есть и угроза вызвать на Божий суд — испытание водой...

Кипучая, полнокровная жизнь Новгорода дает материал специалистам разных профилей: историкам, археологам, знатокам ремесел, лингвистам и палеографам. Изучение печатей новгородских посадников — сфрагистика — привело В. Л. Янина к важным историческим выводам о политическом строе древнего Новгорода. Исследование обнаруженных монет помогает нумизматам воссоздавать торговые связи Великого Новгорода. Своеобразным окном в прошлое оказались и надписи-граффити XI—XIV веков, процарапанные на стенах церквей...

Земли обширных новгородских владений были скудны, огромные пространства покрывали лес и болота, процветание Новгорода Великого связано не с сельским хозяйством и даже не с ремеслами. «Торговля внутренняя и внешняя была жизненным нервом города», — отмечал В. О. Ключевский. Раскинувшийся по обоим берегам широкого Волхова у его истока из озера Ильмень город занимал центральное положение на великом пути «из варяг в греки», протянувшемся от Скандинавии до Константинополя. Поблизости начинаются основные водные магистрали Восточной Европы — Волга, Днепр, Западная Двина. Путь по Волхову, Ладожскому озеру и Финскому заливу выводил ладьи новгородских гостей (так называли богатых купцов, ведущих международную торговлю) к Балтийскому морю.

Новгород контролировал бескрайние территории русского Севера, населенные финскими племенами, вплоть до Белого моря: Заволочье, то есть Двинскую землю, лежащую за волоком — большим водоразделом между Волгой и бассейнами Онеги и Северной Двины. Вычегда с ее притоками вплотную подступала к Пермской земле (Прикамью). Самыми отдаленными новгородскими волостями-владениями были Печора и Югра по ту сторону северного Уральского хребта. Уже в XI веке в эти суровые, окруженные легендами места направлялись вооруженные экспедиции: они собирали с подвластных племен дань мехами соболей, чернобурых лисиц и других пушных зверей.

Для захвата новых земель снаряжали отряды удалых «добрых молодцев» — ушкуйников (от «ушкуй» — ладья, лодка). Продвигаясь на финский северо-восток или в район Прикамья, они основывали там поселения, облагали данью покоренные племена, развивали лесные и охотничьи промыслы. Именно широкая северная колонизация принесла избыток дорогостоящих товаров и стала одной из причин экономической и военной мощи вечевой республики. В эпоху татаро-монгольского ига в свободные Новгород и Псков стекались лучшие художественные силы.

Найденные при раскопках детали судов позволили реконструировать их вид: дощатые суда ладейного типа с круглым или острым днищем были построены в скандинавских традициях. Позже ушкуйники стали использовать дощатые плоскодонные суда (высота их бортов составляла 1,2 метра, а длина доходила до 12 метров).

Из Новгорода в другие русские княжества и особенно за рубеж шли пушнина, воск, мед, кожи, в меньшей степени — продукция ремесленников. В обмен получали цветные металлы — не только как сырье для мастеровых людей, но и как средство денежного обращения. В X веке серебро ввозили в виде арабских монет-дирхемов, с XI века — европейских монет-денариев, а в следующий, так называемый безмонетный период — в форме крупных слитков германского происхождения. Новгород получал с юга поделочную древесину, например самшит, соль, в неурожайные годы — хлеб. Из Византии и мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока (вероятно, через посредников) приходили предметы роскоши — шелковые ткани, стеклянная и поливная посуда, бусы из стекла и полудрагоценных камней. Из Таврики (Крыма) поступало вино.



Ведя широкие торговые операции, предприимчивые и практичные новгородские купцы объединялись в дружины, славившиеся бесстрашием.

После монгольского нашествия Великий Новгород оказался отрезанным от старых путей на Киев и на Восток через Владимиро-Суздальскую землю. Теперь для его зарубежных связей особенно важными стали северо-западные и западные контакты. Еще в XII веке в Новгороде был основан Готский торговый двор с церковью скандинавского святого Олафа. В конце того же столетия оживляются отношения с Любеком и другими немецкими городами, поставившими в Новгороде собственное подворье с церковью святого Петра. С XIV века вместе с усилением Ганзейского союза развивается и взаимовыгодная торговля Новгорода с Западом. Город на Волхове становится «окном в Европу». Однако в Новгород шли товары и из Золотой Орды.

Жизнь этого богатого города-государства, изолированного от окружающего мира лесными массивами и непроходимыми топями, была далека от спокойствия. Возможно, ни один из городов Древней Руси не знал такой тревожной и насыщенной событиями истории, как Новгород. Ему не приходилось вести изнурительной борьбы с тюркскими кочевниками, но он постоянно отражал нападения то шведов, то рыцарей Тевтонского ордена, то литовцев. А междоусобные войны с другими княжествами! Особенно тягостной была зависимость от Низовой Руси. Суздальские князья, конфликтуя с Новгородом, задерживали возле Торжка обозы с хлебом, и в случае неурожая республике грозил неминуемый голод.

Один из ярких эпизодов битвы суздальцев с новгородцами стал сюжетом более поздних новгородских икон. А повествует он о таком легендарном событии. Когда в 1169 году князь суздальский Андрей Боголюбский осадил Новгород, его архиепископ Иоанн с посадником Якуном вынесли из острога (частокол вокруг города из заостренных кольев) икону «Знамения Богоматери». Суздальцы осыпали укрепления дождем стрел и «застрелиша» икону. Тогда, согласно сказанию, икона повернулась ликом к городу, тьма охватила осаждавших, они ослепли и были перебиты или взяты в плен.

Но и внутренние раздоры не оставляли Новгород. Город потрясала напряженная вражда между княжескими и боярскими группировками, лихорадили еретические движения. И, наконец, бич средневековья — пожары уничтожали целые концы города. В огне сгорали деревянные строения: церкви, дома, амбары, мастерские и боярские терема. 68 только больших пожаров отмечают новгородские летописи с 1045 по 1470 год.

Тем более поражает неиссякаемая художественная мощь древних новгородцев. Мужество и стойкость перед лицом враждебных сил они явили миру в шедеврах архитектуры, монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры и прикладного искусства. «Новгородский художник крепко стоит на земле, и в то же время мысль его взвивается в поднебесье», — писал известный русский историк искусства В. Н. Лазарев.

Если судить по раскопкам, то в IX веке Новгорода еще не существовало. А уже с середины X века ниже по течению реки формируется классический средневековый город с рядовой усадебной планировкой, мощеными дворами и улицами, системами благоустройства.

Традиционное деление Новгорода на две стороны — Софийскую и Торговую — показательно для его социальной структуры. Вначале в детинце (кремле) возвели дубовую церковь Софии «о тринадцати версех» (символ Христа с двенадцатью апостолами). В 1036 году Ярослав Мудрый посадил в Новгороде своего сына Владимира. Летопись свидетельствует: «В лето 6552 (1044) великий князь Ярослав Владимирович...сдела на Софийской стороне каменный город (то есть детинец. — В. Д.).

В лето 6553 (1045) заложил великий князь Владимир Ярославич... церковь каменную святые Софии... и устроиша вельми прекрасну и превелику... И устроив церковь, приведоша иконных писцов из Царяграда».

И поныне София с ее пятью главами (символически — Христос и четыре евангелиста), возвышающимися над красными кремлевскими стенами, воспринимается как центр города. Внешне храм исключительно монолитен и производит впечатление подчеркнутой мощи. Стены из крупных камней с небольшими, как и в последующих новгородских храмах, вкладками кирпича первоначально не были оштукатурены. В новгородском зодчестве господствовала техника каменной кладки из грубо отесанного волховского плитняка с добавлением валунов и частично кирпича на растворе извести с песком, что придавало церквам особую живописность. От древних фресок собора уцелело немногое. Изображение Константина и Елены в приделе св. Владимира дает представление о первоначальном украшении храма в первой половине XII века. Красота легких цветных пятен напоминает лучшие византийские мозаики.

Превратившись в главный храм новгородской республики, София стала ее символом и оплотом независимости: «Где София, тут и Новгород», «Постоять, умереть за святую Софию».

После восстания 1136 года, окончательно поставившего княжескую власть в зависимость от веча, «начальником бояр» во главе Совета господ стал архиепископ. Отныне он хозяин детинца. В его руки переходит и казна Софии. Архиепископ принимает деятельное участие во внешних сношениях Новгорода. Однако сама церковь подпала под контроль веча, новгородцы выбирают и низлагают своих архиепископов. Детинец, укрепленный деревянной стеной, становится центром нового политического строя — новгородской вечевой республики. Архитектурный ансамбль детинца видоизменяется — его северная часть превращается в своеобразный замок владыки. Вокруг раскинулся посад, состоявший из пяти самоуправляющихся концов. Три из них находились на Софийской стороне: Неревский, Загородский, Людин, или Гончарный. А два — на противоположной, Торговой, стороне: Славенский и Плотницкий. В XI веке на Торговой стороне располагались княжеский и гостиные дворы. Основные уличные магистрали сходились радиусом к детинцу. К торгу примыкала площадь под названием «Ярославово дворище». Здесь некогда существовало подворье Ярослава Мудрого, когда он княжил в Новгороде при жизни отца.

На этой площади возвышалась ступень-помост, с которого сановники обращались с речами к собравшимся на вече. Рядом стояла башня с вечевым колоколом, звук которого новгородцы хорошо отличали от звона церковных колоколов.

Трудно было князьям смириться с потерей власти над детинцем и своим храмом — Софией. В начале XII века они пытаются противопоставить ей новые сооружения. В 1113 году князь Мстислав Владимирович заложил напротив Софии новый храм — Николы на Ярославовом дворище. Летопись повествует: «Того же лета образ Николы приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая... и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви». Церковь несколько меньше Софии, но тоже была пятиглавой.

«А мастер трудился Петр», — сказано об одном из самых грандиозных памятников домонгольской архитектуры — Георгиевском соборе Юрьева монастыря (его строительство начато в 1119 году). Простой, величественный и монументальный облик собора производит незабываемое впечатление. Так же, как и собор Антониева монастыря, заложенный в 1117 году, он развивает эффектную трехглавую композицию (символ Троицы). Строитель стремился ко все более грандиозному и вместе с тем простому, почти отказываясь от декоративных мотивов.

И самые царственные и древние храмы Новгорода, служившие ориентирами для судов, и стоящие в полях церквушки, и ожерелье ближних монастырей органично вписываются в новгородские равнинные просторы, прорезанные мелкими речушками и протоками.

В конце XII и в начале XIII века возникает новый тип небольшого одноглавого храма, знаменующего собой переход к типичному новгородскому зодчеству XIV века. Строителями выступают не столько князья (хотя знаменитая церковь Спаса на Нередице возведена по княжескому заказу), но бояре, купцы, местные общины — концы, улицы. Настроение интимности, теплота и уют удовлетворяли вкусам небогатых людей, их любви к домашним и приходским церквам для немногих. В суровых условиях севера маленькие «дома для молитвы» казались особенно привлекательными. Эти четырехстолпные, квадратные в плане, скромные храмы объединяли обитателей концов и улиц не только по религиозным, но и по политическим и торговым интересам. Возле них собирались совместные пиры-братчины.

XIV—XV столетия — золотая пора, эпоха расцвета государства «Господин Великий Новгород». «Культурная жизнь приобрела в нем... такую оседлость и устойчивость, какой Москва достигла лишь к XVI веку», — писал один из историков древнерусского искусства. После разорения Киевской Руси Новгород оказался хранителем многих традиций ее культуры. Это время наивысшей экономической и творческой мощи столицы русского Севера.

Территория детинца, центра политической жизни города, расширяется к югу. Его стены, неоднократно перестроенные, теперь возводят из валунов и крупных известняковых плит (работы ведутся в 1302, 1331—1334, 1400 годы). Одновременно создают вторую линию обороны, защищавшую посад, она получила название «острог» или «земляной город». Сооружение сложной системы фортификаций по периметру Новгорода — грандиозное строительное предприятие — продолжалось с начала XIV до середины XV века. По гребню земляного вала (с деревянными конструкциями внутри) шла стена, причем на Торговой стороне некоторые ее участки были выложены из камня. На участках острога, к которым выходили городские улицы, каменные башни вместе с прилегающими участками укреплений ставили жители улиц своими силами.

Новшеством в ансамбле Новгорода стало строительство большого количества каменных приходских церквей. Разбросанные по жилым кварталам, они придавали силуэту города более плавные очертания. Из «Семисоборной росписи новгородских церквей», документа последних лет новгородской независимости, явствует, что в 70-х годах XV века в городе насчитывалось 82 больших храма, а всего 163 престола.

О классическом периоде новгородского зодчества XIV века можно судить по двум памятникам — церквам Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице с трехлопастным завершением фасадов, придающим им некую пирамидальность. Храмы одноглавые. Церкви просты по формам, но в их декоре появляются североевропейские и романско-готические мотивы — свидетельство оживленного общения Новгорода с Западом. Это и обрамляющие окна и ниши валики на апсидах, и барабаны, украшенные поясками из полуциркульных нишек и треугольных впадинок, и то, что оконные проемы и северный портал Федора Стратилата имеют стрельчатые завершения, а у Спаса на Ильине — перспективный портал из постепенно уменьшающихся дуг. Убранство дополняют плоскорельефные кресты причудливых форм.

В середине XIV века начинается эпоха монументальной живописи Новгорода, определяемая влиянием греческих мастеров эпохи так называемого Палеологовского Ренессанса. Падение Константинополя в 1453 году стало причиной эмиграции греческих художников — об этом рассказывают и летописи. Возможно, фрески церкви Федора Стратилата (вторая половина XIV века) или Успения в Болотове (1363 год), поражающие одухотворенностью образов, стремительностью движения, были созданы не без участия пришлых мастеров.

Иконописец, миниатюрист и виртуоз монументальной росписи Феофан Грек (около 1340 — после 1405 года) и среди своих талантливых современников выделялся яркой индивидуальностью. В глазах Епифания Премудрого, выдающегося мыслителя и писателя конца XIV — начала XV века, Феофан — не только «отменный живописец», «дивный и знаменитый муж», но и «преславный мудрец, философ зело искусный». «Никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы... Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, острыми же очами разумными разумную видит доброту».

Возвышенность и глубокий драматизм характерны для художественного мышления Феофана, обогатившего русскую культуру лучшими достижениями Византии. «Живопись Феофана, — отмечает глубокий знаток средневековой эстетики В. В. Бычков, — это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом».

Монументальная живопись в ее лучших образцах, ориентированная на великое и ужасное, резко контрастировала с «неземной грацией» новгородской иконописи XIV—XV веков, с ее певучей красотой линий и «звонкостью» цвета. Ясность композиций, дивное сияние полнозвучных красок, введение бытовых черточек восходят к народному искусству. Киноварный цвет определяет радостный, мажорный характер палитры. Народным чаяниям отвечал и выбор святых. Пророк Илья — громовержец, дарующий земледельцу дождь. Рыцарственный Георгий-победоносец, несущийся на белом коне, помогал воинам на поле брани и одновременно считался стражем деревенских стад. Флор и Лавр — святые коневоды, охранители лошадей землепашца. Никола — покровитель всех путешествующих и страждущих, защитник от пожаров. А торговый люд почитал Параскеву Пятницу.

Новгородская иконопись «одинакова чужда как суровой византийской созерцательности, так и преувеличенной экспрессивности готики... Ее просветленные лики, ласковые и поэтичные, ее эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное — все это вызывает у зрителя ощущение какой-то внутренней легкости.., когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает совсем особое чувство гармонии» (В. Н. Лазарев).

Уже тогда Новгород был крупнейшим центром книжности: узорные инициалы и заставки рукописных книг нигде не отличались таким своеобразием. Со второй половины XIII до начала XV века в книжной орнаментике господствует стиль, который называется тератологическим, то есть «чудовищным»: переплетающиеся ленты сливаются с растениями и живыми существами, образуя фантастические комбинации.

За полвека до присоединения Новгорода к Московскому государству архиепископ Евфимий предпринял парадную обстройку Владычного двора в детинце. Согласно летописи, в 1433 году он поставил «полату в дворе у себе, а дверий у ней 30: а мастера делале немечкыи, из Заморья, с новгородскыми мастеры». Это так называемая Грановитая палата, где главный большой зал перекрыт сводами на нервюрах, опирающимися на центральный столб (нервюра — выступающее ребро свода, основа его конструкции; каркас нервюры воспринимает и передает нагрузку свода на его опоры). В палате происходили торжественные приемы, здесь же заседал боярский Совет господ. Рядом возвышается «Часозвоня» Евфимия — восьмигранный столп, расширяющийся книзу, с пролетами вверху, выстроенный в качестве дозорной башни («сторожни») Владычного двора и служивший позднее для отбивания времени. На Торговой стороне по повелению Евфимия на старых фундаментах церкви Иоанна Предтечи на Опоках в 1453 году возводится новое здание, явно подражавшее прежнему храму. Церковь принадлежала богатым купцам-вощаникам — торговцам воском. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам, хранились контрольные эталоны мер.

Но могущественная община Великого Новгорода уже клонилась к упадку. Москва усиливала давление на вольный город, добиваясь подчинения великокняжеской власти. Иван III потребовал полной его покорности. В 1471 году в битве на реке Шелонь новгородские рати были наголову разбиты москвичами, а в 1478 году Новгород и все его земли вошли в состав русского централизованного государства. Из покоренного города в центральные области России было выслано около семи тысяч «вольных мужей» из числа крупного боярства, духовенства и купечества, а на их место переселены из Московской земли «лучшие люди гости и дети боярские». Наиболее важные документы из архива Новгорода и его вечевой колокол — символ независимости увезли в Москву. Новгородская республика пала.

Но еще долго после своего падения Великий Новгород — этот центр религиозной мысли и книжной культуры — не уступал Москве. Вплоть до страшного разгрома опричниками Ивана Грозного в 1570 году сказывалось его могущественное культурное и художественное влияние. До второй половины XVI века Москва выписывала новгородских иконописцев. Господин Великий Новгород, хотя и завоеванный в неравной борьбе, продолжал обогащать своим неувядаемым искусством Москву и московский двор...

Некоторые улички на окраине Новгорода, местами не вышедшего за пределы средневековых валов, с одноэтажными домиками и словно вросшими в землю церквами как будто переносят нас в атмосферу старого города. В серенький мартовский день, если стать на стене недалеко от Софийской звонницы, впереди голубеют бесчисленные купола храмов на Торговой стороне, справа вдали — зыбкие очертания Юрьева монастыря, слева вниз по Волхову — Антониева. Сзади тусклым золотом отсвечивает купол Софии, кажущейся вытесанной из огромного ледяного монолита. На горизонте голубеет Ильмень с Перуновой рощей на взгорье. Как нигде, в этом городе, бурная история которого канула в глубину веков, можно представить ее былинный размах, воплощенный в творческом гении народа.

Автор: Доктор исторических наук В. ДАРКЕВИЧ, журнал "Наука и жизнь" №1, 2000 год

Ответить

Фотография yustas yustas 07.11 2011

Великий Новгород
Государство на северо-западе и севере Руси в 1136-1478 гг.
«Новгородская феодальная республика» - правительство которой использовало обозначение Господин Великий Новгород.

- это старейшее древнерусское государственное образование на территории России.
Давайте отдадим должное этому государству и его народу - обозначим роль, которую сыграл Великий Новгород в истории Руси и России.

Великий Новгород дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности.

Великий Новгород - важный духовный оплот православной Руси, один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

В 1241 — был образован Ганзейский торговый союз (Ганза Hanse) северогерманских городов, куда вошёл и Новгород.

1420 — начало чеканки Новгородом своей монеты (XII век в расчётных операциях утверждается гривна серебра 204 г. равнялась 4 гривнам-кун, в XIII новгородская гривна именовалась рублём).

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.


http://ru.wikipedia....вгородская_Русь
http://ru.wikipedia....еликий_Новгород
http://ru.wikipedia....городская_земля
http://ru.wikipedia....ьная_республика
http://ru.wikipedia....родский_диалект
http://www.liveinter...0/post53833819/
http://tomovl.ru/komi/novgorod.html
Сообщение отредактировал yustas: 07.11.2011 - 23:17 PM
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 07.11 2011

Великий Новгород дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности.

В середине IX века - понятно. А какая из Новгорода колыбель в конце XV века?
Ответить

Фотография yustas yustas 07.11 2011

В середине IX века - понятно. А какая из Новгорода колыбель в конце XV века?

Московского царства или вернее Русского царства (1547—1721).

Основными этапами в этом стало присоединение Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Псковской республики (1510) и Рязанского великого княжества (1521).
Сообщение отредактировал yustas: 07.11.2011 - 23:01 PM
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 07.11 2011

Московского царства или вернее Русского царства (1547—1721).
Основными этапами в этом стало присоединение Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Псковской республики (1510) и Рязанского великого княжества (1521).

В череде этих присоединений называть Новгород колыбелью как-то некорректно. ИМХО.


Ответить

Фотография yustas yustas 08.11 2011

В череде этих присоединений называть Новгород колыбелью как-то некорректно. ИМХО.

Но факт остается фактом, после присоединения и уничтожения Новгородской республики Великое княжество Московское стало абсолютно доминировать на землях Северо-Восточной Руси, составивших ядро современного Российского государства.

Происходило все не сразу, сначала были отвоеваны данники у Новгородской республики - пятины, а потом подчинена она и сама после двух войн - Московско-новгородская война (1471), Московско-новгородская война (1477—1478)

А уничтожил ее - Иван Грозный.

зима 1569—1570 годов: войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.
Число жертв в Новгороде было по разным источникам современников от 27 тысяч человек.
В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове.
Исконно славянский город был полностью разграблен и уничтожен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано, оставшиеся в живых жители насильственно выселены.

А потом и шведы добили.

1611—1617 годы — Новгород подвергся шведской оккупации и был полностью разорён. К концу оккупации в городе осталось несколько сотен жителей.
Ответить

Фотография shutoff shutoff 08.11 2011

Великий Новгород
Государство на северо-западе и севере Руси в 1136-1478 гг.
Великий Новгород дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности...

Извините, но Вы в курсе, что археология не подтверждает сообщение ПВЛ о существовании городского поселения на территории современного города Новгорода в 9 веке?
Ответить

Фотография yustas yustas 08.11 2011

Извините, но Вы в курсе, что археология не подтверждает сообщение ПВЛ о существовании городского поселения на территории современного города Новгорода в 9 веке?

В средневековье города иногда переносили, сохраняя старые названия, например - для более выгодного или безопасного местоположения, а Новгород
копают археологи не так уж и давно.
Ответить

Фотография Jim Jim 08.11 2011

По небольшому материалу изложенному в номере "Российской газеты" за 3 ноября 2011 г., связанному с окончанием III Всеророссийского съезда археологов, следует, что Рюрика призвали все-таки в Новгород, а не в Ладогу. И если верить мнению "РГ" и Е.Носову, то государственность из Новгорода.
Ответить

Фотография shutoff shutoff 08.11 2011

В средневековье города иногда переносили, сохраняя старые названия, например - для более выгодного или безопасного местоположения, а Новгород
копают археологи не так уж и давно.

Заблуждаетесь - раскопки один Янин ведёт уже более полувека... Вопросов по датировке осталось не много и они относятся к 10 веку, а Ваша гипотеза о "переносе" нуждается всё-таки в каких-то основаниях... Газетные статьи и пр. изыски журналистики таковыми не являются. ИМХО.
Ответить

Фотография Архаик Архаик 08.11 2011

В средневековье города иногда переносили, сохраняя старые названия, например - для более выгодного или безопасного местоположения...


Это может быть объянено подтоплением старого поселения в этой местности. В частности, это следует из значения скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков»
Ответить

Фотография ZHAN ZHAN 08.11 2011

По небольшому материалу изложенному в номере "Российской газеты" за 3 ноября 2011 г., связанному с окончанием III Всеророссийского съезда археологов, следует, что Рюрика призвали все-таки в Новгород, а не в Ладогу. И если верить мнению "РГ" и Е.Носову, то государственность из Новгорода.

Само название Новый город вызывает предположение, что должен быть и город старый.
Ответить

Фотография Марк Марк 08.11 2011

Новый Город - по отношению к Городищу (Рюрикову) и был таковым.
Ответить

Фотография Марк Марк 08.11 2011

Это может быть объянено подтоплением старого поселения в этой местности. В частности, это следует из значения скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков»

Джаксон Т.П.:
Хольмгард (Hólmgarðr) — древнескандинавское обозначение Новгорода. Самая ранняя фиксация топонима — в рунической надписи из Эсты первой половины XI в. (см.: Мельникова 1977б. С. 89). Всего в рунических надписях Hólmgarðr встречается трижды (Там же. №23, 57, 89). Скальдическим стихам этот топоним не известен. Однако, за исключением вис, Hólmgarðr встречается (более 100 раз) во всех видах древнескандинавских источников.
Существующие в литературе объяснения происхождения и значения топонима весьма различны. Историки последнего столетия, преодолевшие ошибочное отождествление топонимов Hólmgarðr и Холмогоры (идущее от Тормода Торфеуса) и склонные видеть в древнескандинавском Hólmgarðr обозначение Новгорода, тем не менее понимают древнескандинавскую форму весьма противоречиво. В ней видят: 1) «Ильменский город» (Ильмень > Hólm), 2) «город на острове» (от hólmr — «остров»), 3) «поселения в островной, т. е. заливаемой паводками местности», 4) «Холм-город (т.е. крепость Холм)» (от используемого летописями обозначения Славенского конца Новгорода).
Сторонников первого толкования немного (Müllenhoff 1860. S. 346; Томсен 1891. С. 74, примеч. 75). По справедливому заключению Е. А. Рыдзевской, «это объяснение, предполагающее переход в народной этимологии, осмысление чуждого названия, неудовлетворительно, прежде всего, с фонетической точки зрения» (Рыдзевская 1922. С. 105–106).
Большинство исследователей до недавнего времени видело в топониме Hólmgarðr «город на острове» (Munch 1874. S. 264; Куник 1903. С. 106; Mikkola 1907b. S. 279; Миккола 1908. С. 27; Lowmianski 1957. S. 156, prz. 568; Греков 1959. С. 356; Мурзаев 1984. С. 595), поскольку основное значение древнескандинавского существительного hólmr — «остров». Рыдзевская, вслед за Ф. А. Брауном, указала на то, что «вторая часть его — русское слово ‘город’ в скандинавской передаче», и если первая часть скандинавская, то название получается «смешанное по своему составу и мало правдоподобное» (Рыдзевская 1922. С. 110).
Здесь необходимо пояснить, что двуязычные топонимы нередко возникают при межэтничных контактах, однако в них местным всегда оказывается начальный (смысловой) элемент, и только вторая (словообразовательная) часть бывает иностранной (ср.: Aldeigju-borg), но не наоборот. Я хочу подчеркнуть, что композит, состоящий из древнескандинавского hólmr (как первого элемента) и древнерусского город (как второго элемента), просто невозможен; топоним, составленный из древнерусского хълмъ и древнескандинавского garðr мог бы возникнуть, если бы garðr выступал в качестве словообразовательного элемента со значением укрепленного поселения (чего в действительности не происходило). Таким образом, единственно возможным способом возникновения древнескандинавского топонима было заимствование скандинавами местного имени Хълмъ — городъ. Однако следует четко различать момент возникновения того или иного топонима и остальной период его функционирования в языке. Так, в равной степени мало правдоподобно и то, что в языке скандинавов могло возникнуть двусоставное скандинаво-славянское имя Hólm- городъ, и то, что исходное местное значение Холмъ — городъ могло сохраниться в процессе использования топонима скандинавами (в языке которых существовали hólmr, «остров», garðr, «усадьба, хутор», а также имена собственные с составляющими hólm-и garð-).
Мне приходилось не раз обосновывать неправомерность третьего прочтения топонима Hólmgarðr как обозначения островной местности (см.: Джаксон 1984а; Джаксон 1986а; Джаксон 1991а. С. 145–149; Джаксон, Молчанов 1989). Приписываемое сейчас Б. Клейберу (Kleiber 1957), но восходящее еще к Н. М. Карамзину (Карамзин 1842. Примеч. 97 к т. I, гл. II), «территориальное значение» топонима признается Е. А. Мельниковой (Мельникова 1977а; Мельникова 1986. С. 40–50 и др.) и поддерживается рядом археологов. К сожалению, тот материал, на котором делаются эти выводы, а именно материал древнескандинавских письменных памятников, не только не дает для них оснований, но и противоречит им (см.: Джаксон Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X–XIII вв. // ДГ, 1988–1989 гг. М., 1991. С. 5–169).
Сообщение отредактировал Марк: 08.11.2011 - 14:10 PM
Ответить

Фотография yustas yustas 08.11 2011

Это может быть объянено подтоплением старого поселения в этой местности. В частности, это следует из значения скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков»

Интересное исследование - Е.Н. Носов.

Новгород и новгородская округа IX—X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникновении Новгорода)

http://www.russianci...hbooks/h035.htm
Ответить

Фотография Кызылдур Кызылдур 08.11 2011

"Древняя Русь" стараниями многоуважаемого yustasa возродилась на новом месте.
Все же слишком много оснований считать, что государственность Руси не имеет отношения к Новгороду и даже к Старой Ладоге. Матерь городов Русских - вот колыбелька наша. :)
Ответить

Фотография Архаик Архаик 08.11 2011

Джаксон Т.П.:
Мне приходилось не раз обосновывать неправомерность третьего прочтения топонима Hólmgarðr как обозначения островной местности (см.: Джаксон 1984а; Джаксон 1986а; Джаксон 1991а. С. 145–149; Джаксон, Молчанов 1989). Приписываемое сейчас Б. Клейберу (Kleiber 1957), но восходящее еще к Н. М. Карамзину (Карамзин 1842. Примеч. 97 к т. I, гл. II), «территориальное значение» топонима признается Е. А. Мельниковой (Мельникова 1977а; Мельникова 1986. С. 40–50 и др.) и поддерживается рядом археологов. К сожалению, тот материал, на котором делаются эти выводы, а именно материал древнескандинавских письменных памятников, не только не дает для них оснований, но и противоречит им (см.: Джаксон Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X–XIII вв. // ДГ, 1988–1989 гг. М., 1991. С. 5–169).


А, на мой взгляд, основания для «третьего прочтения» топонима Hólmgarðr достаточно убедительны. Вот, например, пояснения к этому в приведенной yustasом статье:

В связи с анализом размещения поселений в окрестностях Новгорода небезынтересно коротко остановиться на существующих объяснениях появления названия Holmgardr. Большинство исследователей переводили его как «островной город», «город на острове».

...В новейшей специальной литературе данный вопрос решается иначе. Б. Клейбер обосновал точку зрения о территориальном значении рассматриваемого топонима. Исходя из значения слова hólmr— «небольшой остров» (особенно в заливе, на реке), «холм, пригорок на болоте, залитом лугу», он интерпретировал название Holmgardr как «островную местность», «поселения в островной местности». Б. Клейбер обратил особое внимание на топографию Новгорода и его окрестностей и высокие весенние паводки Волхова. По его мнению, скандинавы, попадавшие в этот район весной, когда и начинались дальние походы, видели перед собой залитую водой местность, на которой, как островки, выделялись вершины холмов, где и располагались поселения.120 В последнее время точку зрения Б. Клейбера поддержала и дополнила рядом аргументов Е. А. Мельникова. Ее общий вывод следующий: Hólmgardr является «древнейшим восточноевропейским топонимом, созданным скандинавами». Этим наименованием обозначалась местность, «где кончался прямой (без волоков) водный путь (Финский залив—Нева—Ладожское озеро—Волхов) и поэтому игравший особенно важную роль в эпоху начальных скандинаво-русских контактов» и где находилось «скопление поселений, располагавшихся на возвышенных местах, болотистых и затоплявшихся во время паводков». «В связи со становлением города на территории, называвшейся скандинавами Holmgardr, топоним был перенесен на город».121 Охарактеризованная нами ранее картина расположения поселений и погребальных памятников в истоке Волхова в IX—X вв. вполне соответствует трактовке названия Holmgardr как «поселения в островной местности».
Ответить

Фотография yustas yustas 08.11 2011

Заблуждаетесь - раскопки один Янин ведёт уже более полувека... Вопросов по датировке осталось не много и они относятся к 10 веку, а Ваша гипотеза о "переносе" нуждается всё-таки в каких-то основаниях... Газетные статьи и пр. изыски журналистики таковыми не являются. ИМХО.

Крупномасштабные раскопки стали проводится после обнаружения Новгородской Псалтырь в 2000 году, после этого стало выделяться дополнительное финансирование.
На сегодня раскопано 2% всей площади, поэтому открытий еще будет много.
Поясню по поводу переноса или можно сказать смещения административного центра:
- это происходило очень часто, например - в результате строительства нового оборонительного укрепления в более удобном для защиты месте или в других случаях, город смещался ближе к торговой транспортной артерии, например - с террасы в пойму поближе к реке.
А по поводу Новгорода, то конкретно, пока утверждать что-то достаточно сложно, лучше подождать результатов раскопок, а предположений выдвинуто уже достаточно много.
Ответить

Фотография yustas yustas 08.11 2011

"Древняя Русь" стараниями многоуважаемого yustasa возродилась на новом месте.
Все же слишком много оснований считать, что государственность Руси не имеет отношения к Новгороду и даже к Старой Ладоге. Матерь городов Русских - вот колыбелька наша. :)

Благодарю за Ваше внимание к моей скромной персоне. :)

"Древнюю Русь" я не возродил на новом месте, а поставил рядом с ней Великий Новгород.
Цитата:
"Великий Новгород дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности."

А по поводу государственности Руси прошу Вас продолжить - почему Новгород не имеет к этому отношения?
Ответить

Фотография shutoff shutoff 08.11 2011

Крупномасштабные раскопки стали проводится после обнаружения Новгородской Псалтырь в 2000 году, после этого стало выделяться дополнительное финансирование.
На сегодня раскопано 2% всей площади, поэтому открытий еще будет много.
Поясню по поводу переноса или можно сказать смещения административного центра:
- это происходило очень часто, например - в результате строительства нового оборонительного укрепления в более удобном для защиты месте или в других случаях, город смещался ближе к торговой транспортной артерии, например - с террасы в пойму поближе к реке.
А по поводу Новгорода, то конкретно, пока утверждать что-то достаточно сложно, лучше подождать результатов раскопок, а предположений выдвинуто уже достаточно много.

Ещё раз - вот мнение А.В.Круза (т.з. которого я не разделяю) "нет следов жизни ранее 10 века" и вывод: "Новгород основали Киевские князья". Вот археолог Арциховский:"...Новгород возник в нач.10 века - следов 8-9 веков в Новгороде нет..., кроме одного дома конца 9 века, которые открыты в 1948 г. в Ярославом городище".
Можно говорить о многом - топонимика, авторитетные мнения, весткие предположения, но моё возражение касалось не роли Новгородсккой земли в формировании государственности Древней Руси, а лишь формулировки предложенной Вашим источником и опирающейся на легендарную часть ПВЛ - повторяю: В 9 веке НОВГОРОДА НЕ БЫЛО!
Были другие поселения основанные норманнами Старая и Новые Ладоги, Городище, Холопий городок, Любша и, возможно, другие поселения и только их жителей можно связывать с событиями 9 века. ИМХО.
Ответить