Объявление Советским Союзом войны Японии

      Вечером 8 августа 1945 г. Советское правительство через посла в Москве передало японскому правительству следующее заявление:
      «После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны.
      Требование трех держав — Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией. Тем самым предложение Японского Правительства Советскому Союзу о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет всякую почву».
      В заявлении указывалось, что СССР присоединяется к Потсдамской декларации и принимает предложение союзников об участии в войне против японских агрессоров. «Советское Правительство считает, — подчеркивалось в нем, — что такая его политика является единственным средством, способным приблизить наступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому народу избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после ее отказа от безоговорочной капитуляции.
      Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».
      Вступление СССР в войну против Японии являлось справедливым актом в защиту интересов Советского Союза и всех стран, которым угрожали японские милитаристы. Советский народ и его Вооруженные Силы приступили к ликвидации опасного очага войны на Дальнем Востоке, к восстановлению мира и справедливости и в этой части земного шара.
      Причинами, которые лежали в основе такого решения Советского правительства, были: обеспечение безопасности дальневосточных рубежей Родины, что вытекало из исторических уроков; четкое выполнение Страной Советов союзнических обязательств, взятых на Крымской конференции; стремление приблизить окончание второй мировой войны, которая продолжала приносить народам неисчислимые страдания; желание оказать помощь трудящимся Восточной и Юго-Восточной Азии в их освободительной борьбе; восстановление исторических прав Советского Союза на территории, ранее незаконно отторгнутые Японией.
      8 августа командование войск, руководимых КПК, направило Председателю Совета Министров СССР И. В. Сталину телеграмму. «От имели китайского народа, — указывалось в ней, — мы горячо приветствуем объявление Советским правительством войны Японии. Стомиллионное население и вооруженные силы освобожденных районов Китая будут всемерно координировать свои усилия с Красной Армией и армиями других союзных государств в деле разгрома ненавистных японских захватчиков».
      В телеграмме от 9 августа президент Китайской республики Чан Кай-ши писал И. В. Сталину: «Объявление Советским Союзом с сегодняшнего дня войны против Японии вызвало у всего китайского народа чувство глубокого воодушевления.
      От имени Правительства, народа и армии Китая имею честь выразить Вам, а также Правительству и героическому народу и армии Советского Союза искреннее и радостное восхищение».
      В Англии в связи с этим событием было опубликовано специальное заявление резиденции премьер-министра К. Эттли, в котором, в частности, говорилось: «Война, объявленная сегодня Советским Союзом Японии, является доказательством солидарности, существующей между основными союзниками, и она должна сократить срок борьбы и создать условия, которые будут содействовать установлении всеобщего мира. Мы приветствуем это великое решение Советской России».
      Еще 23 января 1945 г. комитет начальников штабов США в меморандуме президенту Рузвельту писал: «Вступление России в войну как можно скорее... необходимо для оказания максимальной поддержки нашим операциям на Тихом океане». Трумэн позднее подчеркивал: «Мы очень хотели, чтобы русские вступили в войну против Японии...» Правительства и военные командования США и Англии признавали, что если Советский Союз не выступит против Японии, то для вторжения на Японские острова им потребуется 7-миллионная армия, а война с Японией затянется еще на полтора года.
      Американская общественность исключительно высоко оценивала вступление Советского Союза в войну против Японии. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» 10 августа в передовой статье писала: «Вряд ли можно сомневаться, что вступление Советского Союза в войну окажется решающим в военном отношении».
      10 августа 1945 г. Малый хурал и правительство МНР торжественно объявили священную войну против Японии на стороне объединенных наций и заявили о полном присоединении к заявлению Советского правительства. В декларации по этому поводу подчеркивалось, что на пути независимого существования Монгольской Народной Республики как суверенного государства стоял и стоит японский империализм.
      На протяжении всей Великой Отечественной войны Советского Союза Монгольская Народная Республика не была в стороне от борьбы против фашистской Германии, хотя и не принимала непосредственного участия в ее разгроме.
      Вероломное нападение на Советский Союз фашистских полчищ вызвало гнев и возмущение монгольского народа. 22 июня 1941 г. Президиум Малого хурала, Совет министров Монгольской Народной Республики и Президиум Центрального Комитета Монгольской народно-революционной партии приняли совместное постановление, в котором говорилось: «Правительство МНР и Президиум ЦК МНРП заверяют правительство Советского Союза... что симпатии нашего монгольского народа целиком и полностью на стороне Союза Советских Социалистических Республик, что наш народ готов рука об руку с советским народом грудью встать на защиту свободы и независимости, на защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции!»
      Одним из главных видов помощи МНР Советскому Союзу являлось укрепление собственных вооруженных сил, стоявших на протяжении всей второй мировой войны лицом к лицу с войсками Квантунской армии. За годы войны численность монгольской Народной армии была увеличена в 3 — 4 раза. С помощью Советского Союза в вооруженных силах МНР были значительно увеличены танковые и механизированные войска, артиллерия и авиация. Созданные в 1942 г. конные отряды народного ополчения сыграли большую роль в усилении обороны страны и в военной подготовке трудящихся. На содержание армии и народного ополчения шло более 50 процентов расходов государственного бюджета МНР.
      Справедливо считая, что укрепление экономики республики является действенной помощью советскому народу, ЦК МНРП и правительств МНР стремились максимально сократить ввоз товаров из Советского Союза. Так, в годы войны МНР освоила производство почти всех видов обуви, кожевенных, шерстяных и суконных изделий. Одним из видов сотрудничества было предоставление СССР права использовать территорию республики для размещения соединений своих вооруженных сил с целью предотвращения японской агрессии. Во время войны на территории МНР дислоцировались войска 17-й армии, а с мая — июня 1945 г. туда стали прибывать и другие объединения и соединения советских войск, которые влились в состав Забайкальского фронта.
      Объявив войну Японии, Монгольская Народная Республика выставила на фронт почти все свои вооруженные силы. Народная армия, главнокомандующим которой был опытный военачальник Маршал МНР X. Чойбалсан, начальником политического управления Генеральный секретарь ЦК МНРП Ю. Цеденбал, оперативно входила в состав войск Забайкальского фронта. Подобное братское сотрудничество обеспечило тесное взаимодействие советских и монгольских войск.



   назад       далее