ХХ съезд КПСС (1956 г.)

      14 февраля 1956 г. в Кремле открылся ХХ съезд КПСС.
      Созыв съезда был вызван необходимостью подвести итоги произошедших после смерти Сталина изменений в жизни страны и определить новый курс.
      Отчетный доклад ЦК, представленный съезду Н.С. Хрущевым, подтвердил изменение политического курса, разрыв со сталинскими традициями, осуществленный в течение трех предыдущих лет как в области международных отношений, так и во внутренней политике, социальной и экономической.
      Хрущев подчеркнул важность международной разрядки, заявив, что столкновение блоков не является исторической неизбежностью и что мирное сосуществование должно стать генеральной линией внешней политики СССР. По его мнению, благодаря новому, благоприятному для социализма соотношению сил в мире завоевание власти в "буржуазных странах" могло отныне происходить конституционным путем.
      Перейдя в экономике, докладчик изложил основные направления шестого пятилетнего плана. Особое внимание план уделял сельскому хозяйству, положение в котором оставалось сложным, производству предметов потребления опережающими темпами по сравнению со средствами производства, а также жилищному строительству.
      В идейно-политическом плане доклад Н.С. Хрущева был достаточно осторожным. Первый секретарь ЦК КПСС ограничился кратким упоминанием преступлений, совершенных "кликой Берии", и несколькими критическими замечаниями в адрес В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и И.В. Сталина. Восстановить и упорядочить ленинский принцип коллективного руководства — таков был политический лейтмотив большинства выступлений на съезде.
      24 февраля Н.А. Булганин в качестве главы правительства представил экономический доклад, а затем Н.С. Хрущев сообщил советским делегатам, что вечером, после официального закрытия съезда, они должны явиться на закрытое заседание, куда иностранные участники не будут допущены.
      В ночь с 24 на 25 февраля Н.С. Хрущев в течение четырех часов зачитывал делегатам доклад "О культе личности и его последствиях".. Из этого доклада участники съезда узнали о "завещании" Ленина, в котором звучала острая критика Сталина. Его существование отрицалось партией. Н.С. Хрущев рассказывал о чистках и "незаконных методах следствия", развенчал миф о Сталине как гениальном продолжателе дела Ленина. Сталин был назван человеком, ответственным за поражения 1941 — 1942 гг. В докладе также была показана вина Сталина за депортацию кавказских народов и фабрикацию "ленинградского дела" 1949 г. и дела "врачей-убийц"".
      Н.С. Хрущев не критиковал, как потом стало казаться, всю деятельность Сталина. Напротив, он защищал все, что было создано Сталиным до 1934 г., осудив массовые репрессии 30 — 40-х гг., критиковал руководство военными операциями. Свои разоблачения он ограничил преступлениями, совершенными по отношению к членам партии, но не по отношению к жертвам открытых процессов, прочих граждан. Сужая рамки незаконных репрессий до одних только коммунистов, ставших жертвами личной диктатуры Сталина, доклад обходил ключевой вопрос об ответственности перед обществом партии в целом. Но он показал механизм террора в действии. Осуждение было столь же суровым, как и безмерное несколько лет назад восхваление. Даже выборочное разоблачение преступлений Сталина было для Хрущева огромным политическим риском, ведь большинство делегатов съезда, как собственно, и сам оратор, сделали карьеру именно в период "культа личности".
      В своих мемуарах Н.С. Хрущев, говоря о необходимости выступления на съезде, называет основные факторы, повлиявшие на его решимость. По его словам, это была "последняя возможность высказаться, преодолеть сопротивление старых сил, моральная потребность и ответственность перед большим числом людей, находившихся в заключении".
      Основу "секретного доклада" составили результаты расследования, проведенного специальной комиссией, но Хрущев еще и импровизировал по ходу своей речи. Впечатление, произведенное им в тот день на присутствовавших, а потом и на весь мир, было незабываемым.
      Сразу же по окончании съезда текст доклада был издан в виде маленькой красной книжки. Первоначально предполагалось, что она будет доступна только членам партии; ответственные партийные работники должны были, каждый на своем уровне, зачитать его подчиненным. Но уже в конце марта по указанию Хрущева она была открыта для всех граждан. Для знакомства с ней повсеместно были проведены собрания, в том числе и в школах для учеников старше 14 лет. В результате за несколько недель десятки миллионов советских людей услышали то, что 24 февраля было сообщено только членам партии. О существовании доклада скоро стало известно и за границей.
      После ХХ съезда КПСС многие партработники четко осознали, что процесс десталинизации будет очень трудно удержать в рамках разоблачений, сделанных на съезде. Опасения эти вполне объяснимы, — многие сами принимали участие в массовых чистках, всегда активно поддерживали и восхваляли любые действия "вождя народов". Неслучайным поэтому в июне 1956 г. вышло Постановление "О преодолении культа личности и его последствий", которое было большим шагом назад по сравнению с "секретным докладом". Этот документ послужил идеологической базой послесталинского консерватизма. Сталин характеризовался в нем как "человек, который боролся за дело социализма", а его преступления — как "некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом". Культ личности признавался одной из черт сталинского периода, однако это явление рассматривалось исключительно как следствие личных недостатков Сталина. Заслуги Сталина явно перевешивали его слабости, которые не имели решающего значения и не смогли свернуть партию с правильного пути.
      На заседании 18 июня 1957 г. семь из одиннадцати его членов Президиума ЦК КПСС (Булгарин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Молотов, Первухин и Сабуров) потребовали отставки Хрущева. Оставшись в меньшинстве, Хрущев потребовал, чтобы конфликт в Президиуме был передан на рассмотрение Центрального Комитета — высшей партийной инстанции. Благодаря решающей поддержке Жукова, который организовал доставку военными самолетами разбросанных по всей стране членов ЦК, Центральный Комитет смог собраться уже 22 июня. Центральный Комитет осудил "фракционную деятельность антипартийной группы". Молотов, Каганович, Маленков и Сабуров были исключены из Президиума ЦК, а Первухин переведен в кандидаты. Новый Президиум был расширен до 15 за счет перевода в члены Президиума прежних кандидатов (Жукова, Брежнева, Шверника и Фурцевой) и секретарей ЦК (Аристова, Беляева), поддержанных Хрущевым.
      Июньский кризис 1957 г., завершившийся важным успехом на пути десталинизации, узаконил кардинальный разрыв с прежней политической практикой. Несмотря на тяжесть обвинений, побежденные не были лишены ни жизни, ни свободы. После устранения "оппозиции" и произведенных перемещений в высших органах власти, Н.С. Хрущев стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК КПСС и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утвержденной в 1961 г. на XXII съезде партии. Программа провозгласила вступление страны в период "развернутого коммунистического строительства" и переход к коммунизму уже к началу 80-х гг. "Нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме", — утверждал Н.С. Хрущев. Реальная историческая практика подтвердила утопичность этой идеи.



   назад       далее